Организация приобрела автомобиль с объемом двигателя 3498 куб. см стоимостью более 2 млн руб. Относится ли этот автомобиль к категории среднего класса или необходимо отнести его к категории высшего класса для включения в соответствующую амортизационную группу для целей исчисления налога на прибыль?

Ответ: Автомобиль стоимостью более 2 млн руб. с рабочим объемом двигателя 3498 куб. см относится к среднему классу, включенному в третью амортизационную группу для целей исчисления налога на прибыль (имущество со сроком полезного использования свыше 3 до 5 лет включительно).

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 258 Налогового кодекса РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ. Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация).

Согласно указанной Классификации автомобили легковые с рабочим объемом двигателя свыше 1,8 до 3,5 л включительно относятся к среднему классу, включенному в третью амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 3 до 5 лет включительно). Автомобили высшего класса отнесены к пятой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 до 10 лет включительно), однако для таких автомобилей рабочий объем двигателя в Классификации не установлен.

В Письме УФНС России по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@ указано, что в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359) классы легковых автомобилей выстроены в порядке возрастания, а принадлежность автомобиля к определенному классу (от особо малого до большого) определяется по объему двигателя и высший класс является самым последним, замыкающим.

Однако ни определения, ни критериев отнесения автомобилей для целей налогового и бухгалтерского учета к высшему классу в действующем налоговом законодательстве не содержится.

Наиболее близко к данному вопросу идут разъяснения, содержащиеся в Письме ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515. Так, в качестве отличительных признаков автомобилей высшего класса названы, например, репутация марки, цена, габариты, мощность двигателя, отличия от базовой модели, бронированный кузов, форма кузова (седан, лимузин), быстроходность, комфортабельность салона.

Однако, по нашему мнению, руководствоваться данными разъяснениями при определении класса автомобиля организации могут только в добровольном порядке на основании следующих аргументов.

Во-первых, указанные разъяснения даны Государственным таможенным комитетом РФ, то есть органом, не уполномоченным давать официальные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, не связанным с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (в настоящее время Таможенного союза).

Во-вторых, указанные разъяснения давались в связи с запросами, поступающими из региональных таможенных управлений, то есть для целей соблюдения таможенного законодательства.

В-третьих, указанные разъяснения давались по вопросу толкования термина "автомобили представительского класса", а не "высшего класса", как указано в Классификации.

И, наконец, в-четвертых, указанные разъяснения были выпущены до 01.01.2002, то есть до введения в действие гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, в которой указано, что срок полезного использования определяется с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ, которая в качестве главного критерия выделяет рабочий объем двигателя.

Таким образом, в связи с тем что в налоговом законодательстве не содержится критериев отнесения автомобилей к высшему классу, этот вопрос относится исключительно к внутренней компетенции каждой организации, однако при определении амортизационной группы прежде всего необходимо отталкиваться от рабочего объема двигателя автомобиля, соответственно, автомобиль с рабочим объемом 3498 куб. см относится к среднему классу, включенному в третью амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 3 до 5 лет включительно).

П. В.Корнеев

ЗАО Агентство правовой информации

"Воробьевы горы"

Региональный информационный

центр Сети КонсультантПлюс

07.09.2012