В феврале 2012 г. дочерним обществом ОАО напрямую у эмитента вне организованного рынка ценных бумаг были приобретены акции ОАО, выпущенные в рамках дополнительной эмиссии акций ОАО. Цена сделки по приобретению акций выше рыночной
Дочернее общество на основании п. 1 ст. 277 НК РФ сформировало стоимость приобретенных акций ОАО равной стоимости переданных в оплату акций денежных средств, то есть по стоимости выше рыночной на момент приобретения.
В мае 2012 г. приобретенные акции были проданы по цене приобретения (вне ОРЦБ).
Рыночная стоимость реализованных ценных бумаг основного выпуска, размещенных на ОРЦБ, на момент продажи ниже цены реализации.
Положениями ст. 280 НК РФ определен различный порядок налогообложения по сделкам с акциями, обращающимися и не обращающимися на ОРЦБ.
Применяются ли для целей исчисления налога на прибыль положения п. 1 ст. 277 НК РФ к порядку формирования стоимости приобретенных в рамках дополнительной эмиссии акций ОАО?
Признается ли для целей налогообложения сделка купли-продажи акций ОАО, выпущенных в рамках дополнительной эмиссии, сделкой с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ, или сделкой с ценными бумагами, не обращающимися на ОРЦБ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 сентября 2012 г. N 03-03-06/1/471
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения прибыли организаций по операциям с ценными бумагами и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 277 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при размещении эмитированных акций у налогоплательщика-акционера не возникает прибыли (убытка) при передаче имущества в качестве оплаты размещаемых акций.
При этом стоимость приобретаемых акций (долей, паев) для целей гл. 25 НК РФ признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества (имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку), определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права), с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении.
Таким образом, стоимость акций, полученных при дополнительном размещении, будет признаваться равной стоимости денежных средств, переданных в их оплату.
Также сообщаем, что порядок признания ценных бумаг обращающимися на организованном рынке ценных бумаг установлен п. 3 ст. 280 НК РФ.
В целях гл. 25 НК РФ ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг только при одновременном соблюдении следующих условий:
1) если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством;
2) если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;
3) если по ним в течение последних трех месяцев, предшествующих дате совершения налогоплательщиком сделки с этими ценными бумагами, рассчитывалась рыночная котировка, если это предусмотрено применимым законодательством.
При этом под применимым законодательством понимается законодательство государства, на территории которого осуществляется обращение ценных бумаг (заключение налогоплательщиком гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги). В случаях невозможности однозначно определить, на территории какого государства заключались сделки с ценными бумагами вне организованного рынка ценных бумаг, включая сделки, заключаемые посредством электронных торговых систем, налогоплательщик вправе самостоятельно в соответствии с принятой им для целей налогообложения учетной политикой выбирать такое государство в зависимости от места нахождения продавца либо покупателя ценных бумаг.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
07.09.2012