"Властный" кредит

(Богатов И.)

("ЭЖ-Юрист", 2006, N 40)

Текст документа

"ВЛАСТНЫЙ" КРЕДИТ

Постановление Президиума ВАС РФ от 25.07.2006 N 11366/05

Минфин России в 1993 году предоставил Обществу бюджетный кредит со сроком погашения до 1994 года. Кредит был частично погашен в 1993 году.

В 2004 году казначейство вынесло постановление о списании (взыскании) в бесспорном порядке с Общества оставшейся задолженности по кредиту.

В свою очередь, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления казначейства в связи с пропуском срока исковой давности.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанции отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования. Суды исходили из того, что отношения по предоставлению и возврату бюджетных кредитов носят властно-имущественный и публичный характер, к ним не могут быть применены нормы гражданского права, в том числе и нормы об общем трехлетнем сроке исковой давности.

Президиум ВАС РФ все судебные акты по делу отменил и признал недействительным постановление казначейства о списании (взыскании) в бесспорном порядке с Общества денежных средств.

Как указал Президиум ВАС РФ, согласно ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует договорные отношения, в которых может участвовать РФ, и не применяется к отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с п. 1 ст. 76 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) бюджетный кредит может быть предоставлен организации на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством с учетом положений БК РФ и иных нормативных правовых актов.

В силу этих правовых норм спорные правоотношения, возникшие в связи с предоставлением бюджетного кредита, являются гражданско-правовыми. Вывод судов об исключительно властно-имущественном и публичном характере возникших отношений неправомерен.

Действительно, на данные отношения распространяются специальные правила БК РФ, в том числе положение ст. 284 БК РФ. Последнее наделяет руководителей казначейств правом на бесспорное взыскание сумм выданных на возвратной основе бюджетных средств, срок возврата которых истек, процентов за пользование ими и пеней.

ГК РФ ограничивает возможность привлечения лица к гражданско-правовой ответственности исковой давностью, общий срок которой - 3 года (ст. 196 ГК РФ). Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (ст. 199 ГК РФ).

Неприменение срока исковой давности допускает возможность бессрочного взыскания в бесспорном порядке суммы долга независимо от момента возникновения права требования к должнику, поскольку какой-либо срок, в течение которого может быть вынесено постановление о бессрочном взыскании, бюджетным законодательством не установлен.

Следовательно, в данном случае должен быть применен общий срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ.

ОТ РЕДАКЦИИ

В п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" отмечается, что БК РФ не содержит положений, исключающих распространение исковой давности на отношения, возникшие в связи с предоставлением бюджетного кредита. Предъявление казначейством инкассовых поручений на бесспорное списание не прерывает течения срока исковой давности, поскольку согласно ст. 203 ГК РФ для его перерыва требуется предъявление иска.

Арбитражные суды округов в основном принимают решения, аналогичные указанным Постановлениям Пленума и Президиума ВАС РФ (см. Постановления ФАС ВВО от 18.11.2005 N А82-4268/2004-30; ФАС МО от 08.12.2005 N КГ-А40/11986-05; ФАС ДО от 30.12.2005 N Ф03-А24/05-1/4528 и др.).

И. Богатов

------------------------------------------------------------------

Название документа