Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора была проведена проверка организации - сельскохозяйственного товаропроизводителя на предмет целевого использования средств федерального бюджета, которые были выделены организации в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 N 446) в виде субсидии. По итогам проверки организации вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в котором указано нарушение - нецелевое использование средств субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, источником образования которых являются средства федерального бюджета. Правомерно ли вынесение ТУ Росфиннадзора представления в отношении указанной организации?
Ответ: Вынесение ТУ Росфиннадзора представления, содержащего вывод о нецелевом использовании средств федерального бюджета, выделенных в качестве субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, в отношении организации - сельскохозяйственного товаропроизводителя неправомерно.
Обоснование: В соответствии со ст. 268 Бюджетного кодекса РФ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 (далее - Положение), Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Росфиннадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с п. 5 Положения территориальное управление осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.
Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержден Приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н (далее - Административный регламент). На основании ст. 283 БК РФ одним из оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации является нецелевое использование бюджетных средств.
Руководители Росфиннадзора и его территориальных органов в порядке, установленном БК РФ и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных ст. 283 БК РФ, выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств (п. 2 ст. 284 БК РФ).
В соответствии с п. 123 Административного регламента по результатам ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора (территориального органа) выносит обязательное к рассмотрению представление о ненадлежащем исполнении бюджета, в котором в том числе указываются фамилия, имя, отчество руководителя организации - главного распорядителя, распорядителя, которому подведомственна проверенная организация, либо фамилия, имя, отчество руководителя организации - получателя бюджетных средств.
Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в том числе из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (п. 2 ст. 78 БК РФ).
Статья 6 БК РФ определяет получателя бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) как орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.
Таким образом, исходя из указанного определения в рассматриваемом случае организация - сельскохозяйственный товаропроизводитель не является получателем бюджетных средств.
Из судебной практики известно следующее.
ФАС Уральского округа в Постановлении от 18.01.2012 N Ф09-9131/11 пришел к выводу, что, направляя представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в адрес организации, которой выделена субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам в части расходов на покупку пшеницы, содержащее вывод о нецелевом использовании бюджетных средств, ТУ Росфиннадзора действовало с превышением предоставленных ему действующим законодательством полномочий, поскольку оно осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета в отношении получателей бюджетных средств (ст. 152 БК РФ).
Вместе с тем следует отметить, что в рассматриваемом случае Административный регламент не препятствует ТУ Росфиннадзора в отношении коммерческой организации провести встречную проверку (путем сличения записей) и составить акт проверки. Однако вынесение по результатам проверки представления в адрес указанной организации в соответствии с п. 123 Административного регламента незаконно, поскольку, как указано выше, организация не является получателем бюджетных средств, в то время как представление подлежит вынесению при установлении ненадлежащего исполнения бюджетного процесса (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 15.06.2011 по делу N А12-17287/2010, от 14.06.2011 по делу N А12-16902/2010).
Таким образом, организация, не являющаяся получателем бюджетных средств в смысле, придаваемом данному понятию ст. 6 БК РФ, не осуществляет целевое использование данных средств, в связи с чем у ТУ Росфиннадзора отсутствуют правовые основания для вынесения представления в адрес организации.
Исходя из вышеизложенного вынесение ТУ Росфиннадзора представления, содержащего вывод о нецелевом использовании средств федерального бюджета, в рассматриваемой ситуации неправомерно.
О. С.Дубасова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
05.09.2012