Торговая организация, применяющая УСН с объектом "доходы минус расходы", в ходе налоговой проверки в подтверждение реальности расходов на ГСМ представила чеки на покупку ГСМ и путевые листы. Налоговый орган исключил указанные расходы на том основании, что в путевых листах не был указан маршрут следования служебного автомобиля. А значит, организация не подтвердила, что автомобили использовались в ее деятельности. Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ: По нашему мнению, маршрут следования автомобиля не является обязательным реквизитом путевых листов, подтверждающих расходы на ГСМ, при применении УСН для организаций, не являющихся автотранспортными, а его отсутствие не свидетельствует о том, что автомобили не использовались в деятельности организации. Следовательно, налоговый орган неправомерно исключил из расходов затраты на ГСМ, однако следует учитывать, что в арбитражной практике встречаются судебные решения, подтверждающие обе позиции.

Обоснование: На основании пп. 12 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на расходы на содержание служебного транспорта. Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). При этом п. 2 ст. 346.16 НК РФ установлено, что расходы должны отвечать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть быть экономически обоснованны и документально подтверждены.

Из ст. 346.24 НК РФ следует, что налогоплательщики УСН обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н. Из п. п. 1.1, 1.3, 2.2 Порядка заполнения книги учета доходов и расходов следует, что книга заполняется на основании первичных документов. Следовательно, путевой лист, оформленный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может являться одним из документов, подтверждающих в целях налогообложения прибыли расходы на приобретение ГСМ (Письмо ФНС России от 22.11.2010 N ШС-37-3/15988@).

Формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Однако организация, не являющаяся автотранспортной, вправе утвердить и использовать собственную форму путевых листов (Письмо Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129). В п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) перечислены реквизиты, которые должны содержать первичные документы. Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - Приказ N 152) утверждены реквизиты путевого листа. Путевой лист, содержащий эти реквизиты, может подтверждать расходы на ГСМ (Письмо Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161).

Такой реквизит, как маршрут движения автомобиля, не упомянут ни в Законе N 129-ФЗ, ни в Приказе N 152. Поэтому путь следования автомобиля не является обязательным реквизитом путевых листов для организаций, не являющихся автотранспортными (Постановления ФАС Поволжского округа от 19.11.2010 N А55-38009/2009, ФАС Московского округа от 10.11.2010 N КА-А40/13513-10, ФАС Уральского округа от 12.10.2010 N Ф09-8425/10-С3).

Кроме того, по мнению, выраженному в Письме Минфина России от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354, порядок, утвержденный Приказом N 152, обязателен для применения организациями автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Организации, на которые положения Приказа N 152 не распространяются, могут использовать путевые листы в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, закрепив указанный порядок в учетной политике для целей налогообложения. При этом налогоплательщик также вправе использовать иные документы, подтверждающие произведенные расходы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. При составлении таких документов могут использоваться, в частности, данные приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем, позволяющих достоверно определить пройденный автотранспортным средством путь.

Таким образом, отсутствие маршрута следования автомобиля в путевом листе само по себе еще не свидетельствует о том, что автомобили не использовались в деятельности организации. Следовательно, налоговый орган неправомерно исключил из расходов затраты на ГСМ.

В то же время есть отдельные судебные решения, из которых следует, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля работниками организации в служебных целях. А значит, путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о конкретном месте следования автомобиля, не может подтверждать осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение горюче-смазочных материалов (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2010 N А33-10451/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 13.08.2010 N А82-12503/2008-19). Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.05.2012 N А27-10606/2011).

М. Г.Наринов

Издательство "Главная книга"

04.09.2012