Саморегулируемая организация (ассоциация) является некоммерческой организацией, применяет УСН с объектом налогообложения "доходы". Членами ассоциации являются организации - органы по сертификации лифтов, аккредитованные на соответствие Техническому регламенту о безопасности лифтов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 782. Члены ассоциации находятся на общей системе налогообложения

В соответствии с п. 4.3 ГОСТ Р 53783-2010 "Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации" орган по сертификации должен направить информацию о результатах оценки соответствия в аналитический центр лифтовой отрасли для ведения реестра с целью обобщения данных, анализа информации и последующей выработки мер по безопасной эксплуатации лифтов.

Некоторые члены ассоциации заключили договор с автономной коммерческой организацией на абонентское обслуживание по сбору, учету, обработке, систематизации и предоставлению информации по всему жизненному циклу лифта посредством обеспечения доступа к Единой информационной базе лифтового комплекса РФ с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. На основании договора указанная организация предоставляет заказчикам систематизированную информацию по письменным запросам на основании имеющейся информации из базы данных (в виде письменного ответа на запрос).

Правомерно ли учитывать расходы по оплате договора на предоставление информационных услуг при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 сентября 2012 г. N 03-03-06/4/95

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов на оплату информационных услуг и сообщает следующее.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на юридические и информационные услуги.

При этом по общему правилу в соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса в целях исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П нормы, содержащиеся в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 252 Кодекса, не допускают их произвольного толкования, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

03.09.2012