ООО обеспечивает работников бесплатными продуктами питания (чаем, кофе, сливками, сахаром и т. д.)
Обязанность обеспечивать работников бесплатными продуктами питания в целях обеспечения бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, и нормальных условий труда предусмотрена действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, положением по оплате труда и зафиксирована в трудовых договорах. Согласно локальным нормативным актам предоставление работникам указанных продуктов питания осуществляется в порядке свободного доступа.
Согласно п. 1 ст. 230 и п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами, персонально по каждому налогоплательщику. В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 НК РФ.
При предоставлении работникам таких продуктов, как чай, кофе, сливки, сахар и прочее, экономическую выгоду, получаемую каждым работником, определить невозможно в силу потребления работниками продуктов в разном количестве, различной стоимости из предложенного ассортимента, выполнения работ разного характера (часть работников имеют разъездной характер работы и в течение рабочего дня могут не находиться в офисе).
Определение дохода на основе общей стоимости предоставляемого питания и данных табеля учета рабочего времени или других аналогичных документов, рекомендованное в Письме Минфина России от 18.04.2012 N 03-04-06/6-117, ООО считает некорректным. Также необходимо отметить несогласие плательщиков НДФЛ - работников организации с расчетным способом определения налоговой базы по НДФЛ.
Неоднократно высказывалось мнение об отсутствии дохода, подлежащего обложению НДФЛ, при невозможности персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым работником, например в Письмах Минфина России от 13.05.2011 N 03-04-06/6-107, от 15.04.2008 N 03-04-06-01/86.
У организации отсутствует объективная возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым работником, соответственно, при невозможности определения объекта налогообложения отсутствует и обязанность работодателя по удержанию и уплате НДФЛ.
Правомерна ли позиция ООО?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 августа 2012 г. N 03-04-06/6-262
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц стоимости питания (чая, кофе и т. д.), приобретаемого организацией для своих сотрудников, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
При приобретении организацией питания (чая, кофе и т. д.) для своих сотрудников указанные лица могут получать доходы в натуральной форме, как это установлено ст. 211 Кодекса, а организация, приобретающая указанное питание, должна выполнять функции налогового агента, предусмотренные ст. 226 Кодекса.
В этих целях организация должна принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой сотрудниками.
Вместе с тем, если при потреблении сотрудниками питания, приобретенного организацией, отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым сотрудником, дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не возникает.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
30.08.2012