Налоговым органом проводится камеральная проверка налоговой декларации общества по НДС за IV квартал 2013 г., в которой сумма налога исчислена к возмещению из бюджета

В адрес налогоплательщика направлено сообщение с требованием представления пояснений по факту непредставления документов контрагентом общества в рамках проведения встречной проверки в соответствии со ст. 93.1 НК РФ. В сообщении указано на привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ в случае неповиновения законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль). Правомерны ли требования налогового органа и может ли должностное лицо организации быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ?

Ответ: Действия налогового органа, направившего в адрес налогоплательщика сообщение с требованием представления пояснений по факту непредставления документов, истребованных у его контрагента на основании ст. 93.1 Налогового кодекса РФ, в котором указано на привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае неповиновения законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), являются неправомерными. Должностное лицо организации не может быть привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

Обоснование: Согласно пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Случаи, в которых налогоплательщики обязаны представлять пояснения в рамках камеральной налоговой проверки, установлены в ст. 88 НК РФ, и этот перечень является закрытым.

1. В случае выявления ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявления несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (абз. 1 п. 3 ст. 88 НК РФ).

2. При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение 5 дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета) (абз. 2 п. 3 ст. 88 НК РФ).

3. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение 5 дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка (абз. 3 п. 3 ст. 88 НК РФ).

При этом п. 7 ст. 88 НК РФ установлено, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы.

Согласно п. 8 ст. 88 НК РФ, если налогоплательщиком представлена налоговая декларация по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов. Однако согласно пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики (п. 2 ст. 24 НК РФ).

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 28.08.2012 N А10-355/2012 указал, что из положений п. 3 ст. 88 НК РФ следует, что сообщение с требованием о представлении пояснений (внесении изменений в налоговую декларацию) является процессуальным документом, принятым в рамках проводимой камеральной проверки налоговой декларации, который не порождает для лица, которому адресовано указанное сообщение, возникновения, изменения или прекращения предусмотренных законом прав и обязанностей. Выполнение изложенных в нем предложений не является обязательным для налогоплательщика, поскольку не влечет налоговую ответственность.

Сообщение (с требованием представления пояснений), в отличие от требования, каких-либо правовых последствий для заявителя не влечет. Указанный документ носит лишь информативный характер и фактически не является решением налогового органа (Апелляционное определение Архангельского областного суда от 22.08.2013 N 33-4767).

За неисполнение сообщения ответственность не предусмотрена, в том числе по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

Восьмой арбитражный апелляционный суд указал, что указание в сообщении инспекции с требованием представить пояснения на ответственность по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ не имеет правового значения (Постановление от 07.12.2010 N А70-8103/2010).

Также привлечь предпринимателя по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление пояснений налоговый орган не вправе (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2009 N 17АП-1542/2009-АК).

И. В.Разумова

ООО "ИК Ю-Софт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

23.04.2014