О порядке применения пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ; о признании сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли контролируемой при соблюдении условий, предусмотренных ст. 105.14 и положениями п. 13 ст. 105.3 НК РФ

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 августа 2012 г. N 03-01-18/6-118

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ОАО по вопросу применения ст. 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

1. Подпунктом 1 п. 1 ст. 105.14 Кодекса предусмотрено, что к сделкам между взаимозависимыми лицами в целях Кодекса приравнивается совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом). Указанная совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Кодексом не установлены особенности применения терминов "участие", "посредничество". Учитывая изложенное, эти понятия используются Кодексом в значении, в котором указанные понятия применяются отраслевым законодательством Российской Федерации.

Понятие реализации товаров (работ, услуг) определено ст. 39 Кодекса, в соответствии с п. 1 которой реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

В соответствии с п. 6 ст. 105.5 Кодекса под активами в целях гл. 14.2 Кодекса понимаются ресурсы (имущество, в том числе денежные средства, имущественные права, в том числе интеллектуальные права), которыми лицо владеет, пользуется или распоряжается в целях получения дохода. По нашему мнению, указанное понятие применимо к разд. V.1 Кодекса.

Перечень рисков, принимаемых каждой из сторон сделки при осуществлении своей деятельности и оказывающих влияние на условия сделки, содержится в п. 7 ст. 105.5 Кодекса.

2. Признание сделок контролируемыми производится в соответствии со ст. 105.14 Кодекса, а также с учетом положений п. 13 ст. 105.3 Кодекса. К сделкам между взаимозависимыми лицами в соответствии с пп. 2 п. 1 указанной статьи приравниваются в том числе сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли с учетом соблюдения условий, предусмотренных п. п. 5 - 7 ст. 105.14 Кодекса.

Таким образом, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли признаются контролируемыми при соблюдении условий, предусмотренных ст. 105.14 Кодекса и положениями п. 13 ст. 105.3 Кодекса.

При этом в соответствии с п. 6 ст. 105.14 Кодекса коды товаров, перечисленных в п. 5 указанной статьи, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней торговли.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

29.08.2012