Организация реализует садово-огородную технику и переведена на уплату ЕНВД, кроме того, она сдает помещения в аренду. Численность организации - 9 человек
1. Нужно ли организации проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда"? Какие штрафы предусмотрены за непроведение аттестации?
2. Обязательна ли диспансеризация работников согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 04.02.2010 N 55н "О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан"? Какие штрафы предусмотрены действующим законодательством, если работники отказываются проходить диспансеризацию?
Ответ: Требования Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н, распространяются на все организации-работодатели независимо от вида деятельности, организационно-правовой формы и применяемой системы налогообложения; непроведение аттестации влечет ответственность, предусмотренную ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Организация-работодатель не обязана направлять своих работников на прохождение дополнительной диспансеризации в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 04.02.2010 N 55н "О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан" (далее - Приказ N 55н). Работодатель не несет какой-либо ответственности за непрохождение ее работниками дополнительной диспансеризации в соответствии с Приказом N 55н.
Обоснование: В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ под аттестацией рабочих мест по условиям труда понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, введенный в действие с 1 сентября 2011 г. (далее - Порядок), на основании п. 1 которого порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации.
Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Следовательно, все организации, независимо от вида деятельности, организационно-правовой формы и применяемой системы налогообложения, обязаны проводить аттестацию рабочих мест.
Как предусматривает п. 53 Порядка, государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем Порядка осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).
При этом ст. 5.27 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда (а значит, в том числе и за непроведение аттестации).
Указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
Приказом N 55н утверждены Порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан (далее - Порядок и объем).
В соответствии с п. 5 Порядка и объема дополнительная диспансеризация проводится медицинскими организациями в установленные дни и часы в соответствии с планом-графиком, сформированным с учетом численности и поименных списков работающих граждан, подлежащих дополнительной диспансеризации.
При этом необходимо учесть, что граждане, в отношении которых в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 24.12.2007 N 921 "О порядке предоставления в 2008 - 2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан", от 31.12.2009 N 1146 "О порядке предоставления в 2010 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан", от 31.12.2010 N 1228 "О порядке предоставления в 2010 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан" проводилась дополнительная диспансеризация в 2009, 2010, 2011 гг., повторно дополнительной диспансеризации в 2012 г. не подлежат.
Дополнительной диспансеризации в 2012 г. подлежат работающие граждане, не проходившие ее в предыдущие годы, а также граждане, занятые на работах с вредными (опасными) условиями труда, независимо от сроков прохождения углубленных медицинских осмотров и граждане, прошедшие дополнительную диспансеризацию в 2006, 2007 и 2008 гг. в случае, если они не были взяты под диспансерное наблюдение в результате выявленного заболевания.
Гражданин, зарегистрированный по месту жительства в одном субъекте Российской Федерации, а трудовую деятельность осуществляющий в другом, может пройти дополнительную диспансеризацию по месту работы или по месту жительства.
Следует отметить, что Приказ N 55н рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения осуществлять работу по организации проведения дополнительной диспансеризации совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, в связи с чем:
определить организации, работники которых подлежат дополнительной диспансеризации в 2012 г., составить поименные списки работников (выверенные с работодателем) с указанием даты рождения, профессии, должности и направить их в медицинские организации, осуществляющие дополнительную диспансеризацию;
определить медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь и имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по специальностям: "терапия", "офтальмология", "неврология", "акушерство и гинекология", "хирургия", "рентгенология", "клиническая лабораторная диагностика" ("лабораторная диагностика") и "функциональная диагностика", для осуществления дополнительной диспансеризации. В случае отсутствия у медицинской организации, осуществляющей дополнительную диспансеризацию, лицензии на медицинскую деятельность по отдельным видам работ (услуг), необходимым для проведения дополнительной диспансеризации в полном объеме, определить медицинскую организацию, имеющую лицензию на требуемые виды работ (услуг), для заключения между указанными медицинскими организациями договора о привлечении соответствующих медицинских работников к проведению дополнительной диспансеризации;
согласовывать планы-графики и время проведения дополнительной диспансеризации, разрабатываемые медицинскими организациями, участвующими в ее проведении;
довести сведения о медицинских организациях, осуществляющих проведение дополнительной диспансеризации, до руководителей организаций, работники которых подлежат дополнительной диспансеризации;
представлять в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации отчеты по результатам проведения дополнительной диспансеризации по формам N N 12-Д-1-10 и 12-Д-2-10, утвержденным Приказом N 55н, в установленные сроки.
Таким образом, об обязанности работодателя организовывать прохождение работниками дополнительной диспансеризации в Приказе N 55н ничего не сказано.
В то же время ст. 213 ТК РФ устанавливает обязательность прохождения медицинских осмотров некоторыми категориями работников.
Однако диспансеризация, указанная в Приказе N 55н, не относится к медицинским осмотрам, что подтверждается позицией Минздравсоцразвития России в Письме от 07.10.2008 N 7694-ВС "О дополнительной диспансеризации".
Следовательно, работодатель не несет какой-либо ответственности за непрохождение ее работниками дополнительной диспансеризации в соответствии с Приказом N 55н.
О. С.Дубасова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
28.08.2012