Гражданин Белоруссии получил временную регистрацию 15.09.2011 (как временно пребывающий). 01.10.2011 организация заключила с ним трудовой договор
1. Кто должен поставить данного работника на учет в УФМС России, если организация не является принимающей стороной?
2. По мнению отделения ПФР, если гражданин Белоруссии или другой страны не имеет статуса временно проживающего на территории РФ, то СНИЛС ему не присваивается. Следовательно, организация не может начислять страховые взносы. Правомерно ли это?
Ответ: В качестве принимающей стороны, у которой иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ, фактически проживает (находится) либо работает, могут выступать все субъекты, перечисленные в п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ), поэтому уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных ч. 3, 3.1 и 4 ст. 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином (ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ).
На работников, являющихся иностранными гражданами, временно пребывающими в Российской Федерации и работающими по трудовому договору, заключенному на срок не менее шести месяцев, оформляется свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные указанного лица.
Обоснование: Миграционный учет осуществляется в соответствии с Законом N 109-ФЗ, а также Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9.
Согласно ч. 1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с Законом N 109-ФЗ или международным договором Российской Федерации.
Исходя из п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (принимающей стороной), могут быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится). В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации.
Следовательно, работодатель тогда выполняет действия, необходимые для его постановки на учет по месту пребывания, когда является принимающей стороной.
При этом в качестве принимающей стороны, у которой иностранный гражданин фактически проживает (находится) либо работает, могут выступать все вышеперечисленные субъекты.
Кроме того, на основании пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 109-ФЗ постановке на учет по месту пребывания подлежат временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин, в частности, находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания.
В свою очередь, в силу ч. 3.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ в случаях, предусмотренных в том числе пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, принимающая сторона обязана уведомить орган миграционного учета о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, прибывшего в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (за несколькими нерабочими днями).
Следовательно, именно гостиница (иная аналогичная организация) выполняет все необходимые действия, связанные с учетом иностранного гражданина, временно пребывающего в Российской Федерации, находящегося в такой организации.
Согласно ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных ч. 3, 3.1 и 4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ, непосредственно данным иностранным гражданином:
1) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин постоянно проживает в Российской Федерации;
2) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации;
3) в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, - в случаях, предусмотренных пп. "а" - "д" п. 1 и пп. "а" - "в" п. 2 ч. 2 данной статьи.
Следует отметить, что между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен Договор от 08.12.1999 "О создании Союзного государства". Однако он не изменяет применительно к рассматриваемой ситуации порядок миграционного учета.
В отношении начисления страховых взносов следует отметить, что в силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" к застрахованным лицам относятся лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные указанного лица
Следовательно, на работников, являющихся иностранными гражданами, временно пребывающими в Российской Федерации и работающими по трудовому договору, заключенному на срок не менее шести месяцев, оформляется свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные указанного лица.
О. С.Дубасова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
28.08.2012