По результатам камеральной налоговой проверки в отношении организации налоговым органом принято решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и предложено уплатить доначисленную сумму земельного налога. В адрес организации направлено требование об уплате налога. Организация, полагая, что единовременная уплата доначисленного земельного налога повлияет на финансовое состояние, обратилась в соответствующий налоговый орган с заявлением о предоставлении рассрочки по уплате земельного налога. Налоговый орган принял решение об отказе в предоставлении рассрочки по уплате налога с указанием на то, что в случае доначисления налоговых платежей налогоплательщик не вправе получать рассрочку по уплате налога. Правомерна ли позиция налогового органа?

Ответ: Позиция налогового органа, который принял решение об отказе в предоставлении рассрочки по уплате налога в связи с тем, что налогоплательщик не вправе получать рассрочку по уплате налога в случае доначисления налоговых платежей, является неправомерной.

Обоснование: Согласно пп. 4 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом РФ.

Правовое регулирование изменения сроков уплаты налога и сбора, а также пеней и штрафа осуществляется гл. 9 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 61 НК РФ изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Согласно п. 3 ст. 61 НК РФ рассрочка по уплате налога является одной из форм изменения срока уплаты налога.

Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора определены в ст. 64 НК РФ.

На основании п. 8 ст. 61 НК РФ изменение срока уплаты налога и сбора, а также пеней и штрафа налоговыми органами осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом ФНС России от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ утвержден Порядок изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами.

В соответствии со ст. 62 НК РФ срок уплаты налога и (или) сбора не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица:

1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство;

4) в течение трех лет, предшествующих дню подачи этим лицом заявления об изменении срока уплаты налога и (или) сбора, органом, указанным в ст. 63 НК РФ, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога и (или) сбора.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 62 НК РФ в отношении налога на прибыль организаций, уплачиваемого по консолидированной группе налогоплательщиков, изменение срока уплаты налога не производится.

Иных обстоятельств, исключающих изменение срока уплаты налога и сбора, ст. 62 НК РФ не содержит.

Минфин России в Письме от 31.03.2011 N 03-02-07/2-49 указал, что изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных гл. 9 НК РФ, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. По мнению Минфина России, при обращении заинтересованного лица с заявлением об изменении срока уплаты налога, указанного в направленном налогоплательщику требовании об уплате налога, уполномоченным органом может быть принято решение об изменении срока уплаты налога, установленного в требовании, в форме отсрочки, рассрочки на срок, не превышающий один год со дня истечения установленного срока исполнения требования об уплате налога.

На основании изложенного нельзя признать правомерным отказ соответствующего налогового органа в предоставлении налогоплательщику рассрочки по уплате земельного налога.

Обращаем внимание на то, что п. 9 ст. 64 НК РФ предусматривается возможность обжалования заинтересованным лицом решения об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога.

М. Ю.Мордасов

Юридическая компания "Юново"

28.08.2012