Территориальный орган Росприроднадзора продлил срок проведения документарной проверки организации по соблюдению требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха в связи с тем, что должностные лица, проводящие проверку, в установленный законом срок не ознакомились со всеми необходимыми документами, истребованными у организации (так как один из проверяющих во время проверки заболел). Правомерны ли действия контролирующего органа? Если неправомерны, то могут ли результаты проверки быть признаны недействительными?

Ответ: В рассматриваемой ситуации действия территориального органа Росприроднадзора неправомерны, относятся к грубым нарушениям и не могут служить доказательствами нарушения организацией законодательства Российской Федерации. Результаты такой проверки подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления организации.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Согласно ч. 3 указанной статьи в процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном ст. 8 Закона N 294-ФЗ, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В силу ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения проверок, предусмотренных ст. 11 Закона N 294-ФЗ, не может превышать двадцать рабочих дней.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на пятнадцать часов (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Аналогичные сроки проведения проверки определены п. 26 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.10.2008 N 300 (далее - Административный регламент), согласно которому в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц Росприроднадзора, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Росприроднадзора или руководителем территориального органа Росприроднадзора, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на пятнадцать часов.

Согласно п. 59 Административного регламента проверка осуществляется должностным лицом Росприроднадзора или его территориального органа, указанным в распоряжении или приказе, с соблюдением при проведении проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требований Закона N 294-ФЗ, в сроки, указанные в распоряжении или приказе о проведении проверки.

При этом Законом N 294-ФЗ и Административным регламентом продление сроков контрольного мероприятия в связи с необходимостью дополнительного изучения документов, представленных для проверки (в том числе в связи с болезнью должностного лица в период проверки), не входит в перечень исключительных случаев, дающих основание для продления срока проведения проверки.

Соответственно, действия территориального органа Росприроднадзора о продлении проверки по вышеуказанному основанию неправомерны.

В соответствии с п. 6 ст. 15 Закона N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе превышать установленные сроки проведения проверки.

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

При этом в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных п. 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) ст. 15 Закона N 294-ФЗ.

Соответственно, указанные в вопросе обстоятельства относятся к грубым нарушениям и не могут служить доказательствами нарушения организацией законодательства Российской Федерации (см. также Постановление ФАС Поволжского округа от 12.04.2010 по делу N А06-7482/2009, Письмо Минэкономразвития России от 29.12.2011 N д09-2725).

Также отмечаем, что несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в нарушении сроков проведения проверки, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Таким образом, действия территориального органа Росприроднадзора о продлении сроков контрольного мероприятия в связи с необходимостью дополнительного времени на изучение представленных документов (по причине болезни сотрудника в период проверки) неправомерны, являются грубым нарушением законодательства и могут быть признаны недействительными Росприроднадзором или судом на основании заявления организации.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

27.08.2012