Согласно решению общего собрания членов сельскохозяйственного производственного кооператива принято решение о реорганизации кооператива путем присоединения к ООО. Сельскохозяйственный производственный кооператив обратился в налоговый орган с заявлением о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (форма N Р16003). Кооперативом выполнены все требования Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в части представления полного комплекта необходимых документов. Решением налоговой инспекции кооперативу отказано в удовлетворении заявления с указанием на то, что кооператив не имеет правовых оснований для подачи заявления государственной регистрации прекращения деятельности при реорганизации в форме присоединения. Правомерна ли позиция налогового органа?
Ответ: Решением налоговой инспекции правомерно отказано сельскохозяйственному производственному кооперативу в удовлетворении заявления о внесении записи о прекращении деятельности (в связи с присоединением к юридическому лицу (ООО)) с указанием на то, что кооператив не имеет правовых оснований для подачи заявления государственной регистрации прекращения деятельности при реорганизации в форме присоединения.
Обоснование: В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.
Согласно п. 1 ст. 41 Федерального закона N 193-ФЗ реорганизация кооператива (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) осуществляется по решению общего собрания членов кооператива в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В силу п. 1 ст. 112 ГК РФ производственный кооператив может быть добровольно реорганизован или ликвидирован по решению общего собрания его членов. Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации кооператива определяются ГК РФ и другими законами.
Согласно п. 2 указанной статьи производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.
Пунктом 2 ст. 58 ГК РФ установлено, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
В соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их реорганизации, законодательно регулируются положениями ГК РФ и Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
Налоговая служба в силу ст. 2 Закона о регистрации и п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, определен в ст. 17 Закона о регистрации.
Однако следует учитывать, что представление в налоговый орган документов, по содержанию не соответствующих нормативным требованиям, свидетельствует о несоответствии действительности сведений, содержащихся в представленных документах, и нарушении установленного порядка реорганизации кооператива, так как положения п. 2 ст. 112 ГК РФ и п. 8 ст. 41 Федерального закона N 193-ФЗ предусматривают возможность реорганизации кооператива в иное хозяйственное общество только в форме преобразования, но не присоединения.
При указанных обстоятельствах представленные кооперативом в инспекцию документы по содержанию не соответствуют требованиям, установленным нормативными актами, сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а реорганизация проведена с нарушением закона.
На основании изложенного решением налоговой инспекции кооперативу правомерно отказано в удовлетворении заявления о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица в связи с реорганизацией кооператива путем присоединения к ООО.
Вывод подтверждается судебной практикой: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2012 по делу N А28-8296/2011.
М. Ю.Мордасов
Юридическая компания "Юново"
27.08.2012