В результате того, что дорожное покрытие автомобильной дороги местного значения имело значительные повреждения, водитель (работник ООО), управляя автомобилем, принадлежащим организации, наехав на указанные повреждения (яму, заполненную водой), повредил ходовую часть автомобиля; соответствующим ограждением указанный участок дороги оборудован не был. По данному факту инспектором ГИБДД составлен акт о недостатках дороги, в котором зафиксированы неровности дорожного покрытия - выбоина глубиной 0,3 м, а также наличие просадок, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Правомерны ли требования организации к органу местного самоуправления, обязанному контролировать содержание указанной дороги, о возмещении вреда?

Ответ: По нашему мнению, в том числе подтвержденному судебной практикой, в рассматриваемом случае требования организации о возмещении вреда к органу местного самоуправления, обязанному контролировать содержание автомобильной дороги, правомерны.

Обоснование: В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п. 12 ст. 3 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Частью 1 ст. 17 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В пп. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221, указано, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см. Опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы ограждениями (пп. 3.1.2, 4.4.1 ГОСТ Р 50597-93) (см. также Определение Рязанского областного суда от 29.02.2012 N 33-285).

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования.

В Определении Приморского краевого суда от 04.05.2011 по делу N 33-4117 установлено, что иск о возмещении материального и морального ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, за счет казны муниципального образования удовлетворен правомерно, поскольку муниципальное образование как собственник дороги не исполнило возложенную на него обязанность по содержанию дорожного покрытия в состоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения.

Аналогичный вывод содержится в Определениях Верховного суда Республики Карелия от 10.01.2012 по делу N 33-18/2012, Приморского краевого суда от 08.09.2011 по делу N 33-8661, Рязанского областного суда от 24.12.2008 N 33-2169.

Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемом случае требования организации о возмещении вреда к органу местного самоуправления, обязанному контролировать содержание автомобильной дороги, правомерны. При этом акт, составленный инспектором ГИБДД, может быть использован в качестве доказательства неисполнения органом местного самоуправления обязанностей по содержанию автомобильной дороги, повлекшего причинение ущерба.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

24.08.2012