Обязан ли антимонопольный орган при предъявлении требований к органу государственной власти (органу местного самоуправления) об устранении нарушения законодательства о защите конкуренции, выразившегося в установлении в нормативном акте не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам (например, о заключении ими договоров с конкретно определенной медицинской организацией, имеющей лицензию на проведение предрейсовых медицинских осмотров, и т. п.), иметь доказательства того, что установление таких требований действительно повлекло за собой ограничение конкуренции?
Ответ: Антимонопольный орган, при предъявлении требований к органу государственной власти (органу местного самоуправления) об устранении нарушения законодательства о защите конкуренции, выразившегося в установлении не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, обязан иметь доказательства того, что установление таких требований действительно повлекло за собой ограничение конкуренции.
Обоснование: Согласно пп. "в" п. 6 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280, для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган копии диплома о высшем или среднем профессиональном медицинском образовании специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр, и удостоверения о прохождении им обучения по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств" либо копию договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию на проведение предрейсовых медицинских осмотров.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Банку России запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Согласно п. 7 ст. 4 Закона N 135-ФЗ конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 13371/10 по делу N А62-8552/2009 указано на обязанность антимонопольного органа доказывать в арбитражном суде факт нарушения требований ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ в соответствии со ст. ст. 189 и 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ и разъяснениями, содержащимися в п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами положений антимонопольного законодательства".
ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 20.02.2012 N Ф03-324/2012 по делу N А59-2880/2011, оставив без изменения решения судов предыдущих инстанций об отмене предписания антимонопольного органа, установил, что из указанного решения антимонопольного органа не усматривается, в чем выразилось влияние на конкуренцию (необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами); на какие условия обращения услуги на соответствующем товарном рынке произошло воздействие со стороны государственного органа; антимонопольный орган не установил и не доказал факт конкуренции между учреждением и другими хозяйствующими субъектами, не выявил такие хозяйствующие субъекты (см. также Постановление ФАС Поволжского округа от 14.04.2010 по делу N А12-15566/2009).
Таким образом, антимонопольный орган при предъявлении требований к органу государственной власти (органу местного самоуправления) об устранении нарушения законодательства о защите конкуренции, выразившегося в установлении не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, обязан иметь доказательства того, что установление таких требований действительно повлекло за собой ограничение конкуренции.
П. С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
24.08.2012