Кто должен издать приказ об увольнении и внести в трудовую книжку работника запись об увольнении в случае смерти работодателя - индивидуального предпринимателя, признания его умершим или безвестно отсутствующим?
Ответ: В действующих нормативных правовых актах не определено лицо, обязанное издать приказ об увольнении и внести запись в трудовую книжку в случае смерти работодателя - индивидуального предпринимателя, признания его умершим или безвестно отсутствующим. Запись в трудовую книжку может внести лицо, ответственное за ведение трудовых книжек, или новый работодатель.
Обоснование: Согласно п. 6 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам не зависящим от воли сторон в случае смерти работодателя - физического лица, а также признания его умершим или безвестно отсутствующим.
Факт смерти подтверждает свидетельство о смерти, которое удостоверяет факт государственной регистрации о смерти в органах записи гражданского состояния, в том числе на основании решения суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу (ст. ст. 64, 68 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"). Факт безвестного отсутствия лица подтверждает вступившее в законную силу решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим (ст. 42 Гражданского кодекса РФ).
В ТК РФ и в других нормативных правовых актах не определены и не названы лица, которые должны издать приказ об увольнении работника в случае смерти, признания умершим или безвестно отсутствующим работодателя - физического лица и внести запись в трудовую книжку.
В связи с этим ни один из вариантов, предложенных ниже, не является в полной мере юридически верным, поскольку ситуация законодательством не урегулирована.
Внести в трудовую книжку запись о прекращении трудового договора может лицо, ответственное за ведение трудовых книжек.
Данный вариант вытекает из п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила).
Согласно данному пункту при увольнении работника (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы у данного работодателя, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью самого работника (за исключением случаев, указанных в п. 36 Правил).
Вместе с тем представляется, что лицо, ответственное за ведение трудовых книжек, действует в качестве ответственного лица не от своего имени, а от имени работодателя - индивидуального предпринимателя, получив от него соответствующие полномочия на основании приказа. После смерти индивидуального предпринимателя полномочия ответственного лица прекращаются.
Также существует другая точка зрения, в соответствии с которой к приказу о назначении лица, ответственного за ведение трудовых книжек, не применяются нормы о доверенности, поэтому полномочия на ведение трудовых книжек со смертью индивидуального предпринимателя не прекращаются.
Одновременно лицо, ответственное за ведение трудовых книжек, неполномочно подписывать приказ об увольнении, поскольку при отсутствии специального переданных полномочий на увольнение работников оно наделено исключительно полномочиями на внесение записей в трудовые книжки.
Внести в трудовую книжку запись о прекращении трудового договора может новый работодатель при трудоустройстве на работу.
Данный вариант вытекает из п. 28 Правил, в соответствии с которым если неправильная или неточная запись в трудовой книжке произведена работодателем - физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, и деятельность его прекращена в установленном порядке, исправление производится работодателем по новому месту работы на основании соответствующего документа.
Правилами прямо не предусмотрена возможность нового работодателя вносить запись о прекращении трудового договора в связи со смертью предыдущего работодателя - индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем законодательством не предусмотрена ответственность либо какие-либо другие негативные последствия для нового работодателя в случае внесения в трудовую книжку работника записи о прекращении трудового договора в связи со смертью работодателя - индивидуального предпринимателя.
Основанием для внесения записи является свидетельство о смерти работодателя - индивидуального предпринимателя. Существует точка зрения, что для внесения такой записи обязательно наличие решения суда об установлении юридического факта прекращения трудовых отношений в связи со смертью работодателя - физического лица. Представляется, что такое решение суда не обязательно для внесения новым работодателем записи о прекращении трудового договора со старым работодателем, поскольку вывод о смерти однозначно следует из свидетельства о смерти.
Любой из вышеуказанных вариантов, на наш взгляд, является допустимым, поскольку обозначенный вопрос законодательством не урегулирован. Прекращение трудовых отношений в случае смерти работодателя - индивидуального предпринимателя, признания умершим или безвестно отсутствующим носит объективный характер и подтверждается свидетельством о смерти индивидуального предпринимателя, решением суда о признании безвестно отсутствующим. В случае необходимости факт прекращения трудовых отношений может быть установлен в судебном порядке при производстве по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение.
А. Н.Губин
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
24.08.2012