Правоспособность участников договора энергоснабжения

(Антощишен Р. А.) ("Право и экономика", 2006, N 10) Текст документа

ПРАВОСПОСОБНОСТЬ УЧАСТНИКОВ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ

Р. А. АНТОЩИШЕН

Антощишен Роман Анатольевич, помощник судьи в Арбитражном суде Камчатской области. Аспирант кафедры правосудия и прокурорского надзора юридического института Дальневосточного государственного университета. Специализируется в области гражданских правоотношений и правоприменительной практики. Окончил Дальневосточный государственный университет.

Исходя из общих положений гражданского законодательства, посвященных определению понятий правоспособности гражданина и юридического лица (ст. 17 и 49 ГК РФ), можно утверждать, что правоспособность участников договора энергоснабжения прежде всего раскрывается через способность данных лиц иметь права и нести обязанности, предусмотренные достигнутым ими соглашением, а в ряде случаев определенные императивными нормами закона. Отношения по снабжению энергией всегда предполагают наличие как минимум двух сторон: энергоснабжающая организация и абонент (ст. 539 ГК РФ). Поскольку в договоре энергоснабжения каждая из сторон приобретает права и одновременно несет обязанности по отношению к другой стороне, то, соответственно, при описании обязательственной стороны энергоснабжающей организации по отношению к абоненту автоматически будут отображаться права абонента по отношению к энергоснабжающей организации и наоборот.

Основные обязанности энергоснабжающей организации

1. Заключение договора энергоснабжения с любым абонентом, что обусловлено публичностью данного договора. При этом в области заключения договора энергоснабжения существуют следующие особенности. Порядок заключения договора энергоснабжения различается в зависимости от того, заключается ли договор с гражданином или юридическим лицом. Процедура заключения и прекращения договора с гражданами на потребление энергии на бытовые нужды упрощена. Согласно ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Такой договор считается заключенным на неопределенный срок, если иное не предусмотрено соглашением сторон. С учетом многочисленности потребителей энергии, длительности договорных связей и в целях обеспечения стабильности договорных отношений п. 2 ст. 540 ГК РФ предусмотрено, что договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо заключении нового договора. Это правило относится как к юридическим, так и к физическим лицам, с которыми заключен договор. Оно устраняет возможную неопределенность во взаимоотношениях абонента и энергоснабжающей организации на период перезаключения договора, длящийся иногда месяцами. В соответствии с п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Для реализации данных условий абонент должен обратиться с заявлением в энергоснабжающую организацию о подключении к ее сети. Энергоснабжающая организация выдает технические условия, выполнение которых необходимо для заключения договора энергоснабжения. После выполнения технических условий энергоснабжающая организация выдает справку об их выполнении и акт допуска приборов учета к расчетам. Данную справку абонент представляет в соответствующий орган Госэнергонадзора, который проверяет энергоустановку абонента на соответствие Правилам установки энергоустановок и выдает акт допуска электроустановок в эксплуатацию. По выполнению данных условий абонент имеет право заключить договор энергоснабжения. Энергоснабжающая организация предлагает свой проект договора. Порядок согласования условий публичного договора регулируется ст. 445 ГК РФ. В пункте 2 данной статьи установлено, что если оферта (проект договора) исходит от стороны, для которой заключение договора обязательно, и на ее предложение имеется ответ другой стороны в виде протокола разногласий к условиям договора, направленный в течение 30 дней, энергоснабжающая организация должна рассмотреть возникшие разногласия в 30-дневный срок. По результатам такого рассмотрения энергоснабжающая организация может принять договор в редакции, зафиксированной в протоколе разногласий другой стороны. В этом случае договор будет считаться заключенным с момента получения этой стороной извещения о принятии соответствующих условий договора в ее редакции. В ином случае энергоснабжающая организация может сообщить стороне, заявившей о разногласиях к условиям договора, об отклонении (полностью или частично) протокола разногласий. Получение извещения об отклонении протокола разногласий либо отсутствие ответа о результатах его рассмотрения по истечении 30-дневного срока дает право стороне, заявившей о разногласиях к предложенным условиям договора, обратиться в суд с требованием о рассмотрении разногласий, возникших при заключении договора. В случае непередачи в суд в 30-дневный срок протокола разногласий по условиям договора, относящимся к существенным, договор считается незаключенным. Основными разногласиями сторон по существенным условиям договора являются следующие: о количестве подаваемой энергии и режиме ее потребления; о качестве подаваемой энергии; о цене (тарифах) на подаваемую энергию и порядке ее оплаты; об ответственности сторон за нарушение условий договора; о размере и порядке взыскания договорных неустоек; о границе разделения ответственности; о порядке временного ограничения или прекращения подачи электроэнергии; о порядке одностороннего расторжения договора. Для исключения ошибок при обращении в суд за разрешением преддоговорного спора по договору энергоснабжения необходимо учитывать нормы закона, которые регулируют порядок заключения договора этого вида. При необоснованном отклонении энергоснабжающей организации от заключения договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ, т. е. договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда. Кроме того, абонент вправе потребовать взыскания убытков, вызванных уклонением от заключения договора. В соответствии с Постановлением Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 в случае предъявления иска о понуждении заключить договор энергоснабжения бремя доказывания отсутствия возможности подать потребителю соответствующий вид энергии возложено на энергоснабжающую организацию. В то же время с иском о понуждении заключить договор энергоснабжения вправе обратиться в суд только контрагент энергоснабжающей организации. Согласно ст. 422 ГК РФ договор энергоснабжения должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. Таким образом, соответствие договора энергоснабжения нормам Гражданского кодекса, федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, а также правилам, принятым в соответствии со ст. 539 ГК РФ, является обязательным и все споры, возникающие при заключении договора энергоснабжения, чаще всего сводятся к приведению условий договора, содержащихся в оферте энергоснабжающей организации, в соответствие с законом <1>. -------------------------------- <1> См.: Керефова Б. Особенности заключения и расторжения договора энергоснабжения // Право и экономика. 2004. N 8. С. 34.

2. Передача энергии определенного количества, качества и в согласованном сторонами режиме подачи. Количество энергии относится к существенным условиям договора энергоснабжения наряду с режимом энергопотребления. Количество электроэнергии определяется количеством киловатт-часов подлежащей передаче электрической энергии и величиной присоединенной или заявленной мощности. Количество тепловой энергии определяется в гигакалориях с указанием максимальной часовой нагрузки по каждому виду теплоносителя. Надлежащее исполнение обязанности энергоснабжающей организации по количеству подаваемой энергии состоит в предоставлении абоненту возможности непрерывно получать определенное договором количество энергии независимо от количества фактически использованной энергии. Если стороной договора является юридическое лицо или гражданин - индивидуальный предприниматель, он вправе получать количество электроэнергии в пределах обусловленной договором величины присоединенной или заявленной мощности. Судебно-арбитражная практика исходит из того, что при отсутствии в договоре условия о количестве передаваемой энергии он считается незаключенным. Такой вывод, в частности, следует из п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 февраля 1998 г. N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" <2>, в котором определено, что договор энергоснабжения считается незаключенным, если в нем отсутствует условие о количестве ежемесячно и ежеквартально поставляемой энергии. -------------------------------- <2> Экономика и жизнь. 1998. N 11. С. 46.

При установлении органом регулирования деятельности субъектов естественных монополий минимального уровня подлежащей передаче энергии абонент вправе требовать от энергоснабжающей организации указания в договоре количества передаваемой энергии не ниже установленного минимального уровня. Количество подлежащей передаче энергии стратегическим организациям, обеспечивающим безопасность государства и финансируемым за счет средств федерального бюджета, определяется в соответствии с установленным перечнем таких организаций в договоре в пределах лимитов потребления энергии (Постановление Правительства РФ от 29 мая 2002 г. N 364 "Об обеспечении устойчивого газо - и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства"). При наличии дополнительных источников финансирования для оплаты количества энергии, превышающего величину выделенного лимита, организация может заключить дополнительный договор, в котором указывает количество энергии, которое может оплатить. Определение количества поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии осуществляется в соответствии с данными приборов учета о ее фактическом потреблении. Учет подачи электрической и тепловой энергии производится, как правило, в точке учета на границе балансовой принадлежности электрических и тепловых сетей энергоснабжающей организации и абонента. Учет потребляемых энергоресурсов осуществляется в соответствии с установленными госстандартами и нормами точности измерений. Порядок учета определяется ведомственными нормативными актами (Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утв. Минтопэнерго России 12 сентября 1996 г. N Вк-4936, Правила учета электрической энергии, утв. Минтопэнерго России 19 сентября 1996 г. и Минстроем России 26 сентября 1996 г.). ГК РФ установлено, что стороны при необходимости могут предусматривать в договоре право абонента изменять (увеличивать или уменьшать) количество энергии, определенное договором, но при этом абонент должен возмещать энергоснабжающей организации расходы, понесенные в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении" потребители энергетических ресурсов - юридические лица освобождаются от возмещения расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в случаях недоиспользования энергии, если это является следствием осуществления мероприятий по энергосбережению. На абонента-гражданина, использующего энергию для бытовых нужд, указанные ограничения не распространяются. Он вправе использовать энергию в любом необходимом ему количестве. Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям государственных стандартов и других обязательных правил, а также условиям договора. Согласно Постановлению Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013 электрическая энергия подлежит обязательной сертификации. Сертификация осуществляется в соответствии с Временным порядком сертификации электрической энергии, утв. Совместным решением Госстандарта РФ 7 февраля 1998 г. и Минтопэнерго России 3 марта 1998 г. "О порядке введения обязательной сертификации электрической энергии". Нарушение энергоснабжающей организацией условия о качестве дает абоненту право отказаться от оплаты такой энергии, а также взыскать убытки в форме реального ущерба. Но если он использовал недоброкачественную энергию, энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что он неосновательно сберег вследствие использования этой энергии по правилам о неосновательном обогащении (п. 2 ст. 1105 ГК РФ). Под режимом подачи энергии понимается количество и качество передаваемой энергии в разное время. Режим должен согласовываться сторонами в договоре. Как правило, подача энергии должна производиться абоненту непрерывно, однако в договоре может быть предусмотрено условие о перерывах, прекращении или ограничениях подачи энергии, за исключением случаев одностороннего изменения договора, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 546 ГК РФ. "Исполнение энергоснабжающей организацией обязанности подачи (отпуска) электроэнергии абоненту (потребителю) заключается в том, что эта организация обязана обеспечить наличие энергии в сети в любое время. Подача энергии должна осуществляться с соблюдением определенного режима, основными принципами которого являются бесперебойность, непрерывность, соблюдение требований к качеству" <3>. -------------------------------- <3> Гражданское право. Т. II. Полутом 1 / Под ред. Е. А. Суханова. М., 2004. С. 263.

Учитывая, что неожиданное прекращение электроснабжения может вызвать у потребителей приостановку производства и другой деятельности, гибель имущества, человеческие жертвы, нарушение нормальной жизни целых населенных пунктов, закон предусматривает лишь исключительные случаи, когда допускается ограничение или полное прекращение подачи электроэнергии абоненту. Принятие таких мер возможно по причинам, связанным с деятельностью либо абонента, либо энергоснабжающей организации. Согласно п. 3 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускается в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжающей организации. В этой ситуации энергоснабжающей организации предоставлено право применять указанные меры без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения, однако при условии немедленного уведомления его об этом после принятия мер. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии возможно по соглашению сторон. Такое соглашение признается недопустимым, если удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О мерах, которые энергоснабжающая организация решила предпринять в связи с этим, она должна предупредить абонента. Энергоснабжающая организация не совершает отдельных актов передачи абоненту определенных "доз" энергии. Следовательно, обязанности абонента принять "товар", характерной для купли-продажи, в данном случае, как правило, не существует. Абонент вправе, но не обязан выбрать все указанное в договоре количество энергии, но при условии, что недополучение энергии по сравнению с количеством, указанным в договоре, произошло вследствие осуществления им мероприятий по экономии энергии. В других случаях абонент может изменить количество принимаемой им энергии (в сторону уменьшения или увеличения) при условии, что такое его право предусмотрено договором и при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии в не обусловленном договором количестве (п. 2 ст. 541 ГК РФ). Если в договоре соответствующей оговорки не было, абонент, изменивший количество потребляемой энергии не в связи с мерами по ее экономии, должен возместить энергоснабжающей организации вызванные этим расходы. Изложенные правила не применяются в случаях, когда абонентом выступает гражданин, использующий электроэнергию для бытового потребления. В свою очередь, энергоснабжающая организация имеет право контроля над техническим состоянием энергоустановки абонента, его приборов и оборудования. Данное право не является проявлением властных полномочий, поскольку следует из определения договора. Административный контроль за состоянием присоединенных сетей осуществляется органами Энергонадзора. В случае, когда неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента, удостоверенное органом государственного энергетического надзора, угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан, энергоснабжающая организация вправе в одностороннем порядке прервать, прекратить или ограничить подачу электрической энергии. Дополнительные обязанности энергоснабжающей организации предусмотрены для договора с абонентами-гражданами, использующими тепловую и электрическую энергию для бытового потребления. В этих случаях энергоснабжающая организация должна обеспечивать безопасность (надлежащее техническое состояние) энергетических сетей и приборов учета потребления энергии (п. 2 ст. 543 ГК РФ), а также несет другие обязанности. Таким образом, в случаях, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, потребляющий энергию на бытовые нужды, обязанность обеспечить надлежащее техническое состояние сетей, через которые подается энергия, и приборов учета, расположенных внутри квартиры, возлагается на собственника, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором (ст. 210 ГК РФ). Граница ответственности между потребителями и энергоснабжающей организацией за состояние и обслуживание энергетических сетей, приборов и электроустановок определяется их балансовой принадлежностью и фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения. Требования, которым должны соответствовать техническое состояние и эксплуатация энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами. Так, требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования в области тепловой энергии определяются действующими Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утв. Приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. N 229, Правилами эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей, утв. Госэнергонадзором 7 мая 1992 г.

Обязанности абонента по договору энергоснабжения

Обязанности абонента по договору энергоснабжения значительно отличаются от обязанностей покупателя при купле-продаже и включают в себя обязанности по оплате принятой энергии, соблюдению режима потребления и выполнению отдельных действий, характерных для отношений энергоснабжения. 1. Одной из основных обязанностей абонента в договоре энергоснабжения является оплата полученной энергии. Цена договора определяется не сторонами, а утвержденными государством тарифами. Тарифы на потребляемую энергию и порядок расчетов за нее относятся к числу важных для сторон условий договора энергоснабжения. В области электроснабжения, как и теплоснабжения, с 1 января 2006 г. действует Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в соответствии с которым регулирование тарифов на энергию отнесено к компетенции органов исполнительной власти и должно быть экономически обосновано. Следует отдельно отметить, что порядок расчетов между сторонами договора энергоснабжения является самостоятельной темой для судебных споров. Аксиоматичными для рассматриваемого вопроса являются следующие положения. Порядок расчетов за энергию не относится к условиям публичного договора, т. е. не является единым для всех энергоснабжающих организаций и абонентов, и определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 544 ГК РФ). Оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ). Оплата энергии осуществляется с применением авансовых платежей в порядке, устанавливаемом соглашением сторон (исключение составляют абоненты - бюджетные учреждения и казенные предприятия) (Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 294). Бюджетные учреждения вправе, но не обязаны авансировать оплату энергоснабжения в размере не более 20% платежа за расчетный период (Постановления Правительства РФ, принятые в 2002 - 2004 гг., о мерах по реализации федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год). С учетом специфики энергии и технологии энергоснабжения (единый цикл производства, транспортировки и потребления, многочисленность контрагентов-потребителей, состоящих в договорных отношениях с энергоснабжающей организацией) в РФ традиционно применяется безакцептная форма расчетов за поставленную энергию. Применение указанной формы расчетов за энергию, отпущенную потребителям, предусматривается Указом Президента РФ от 18 сентября 1992 г. N 1091 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса", Постановлением Верховного Совета РФ от 1 апреля 1993 г. N 4725-1 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий". Данными нормативными актами установлено, что расчеты с потребителями, кроме жилищно-коммунальных, бюджетных организаций и населения, за отпускаемую энергию производятся на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов без акцепта плательщиков. Позже в письме ВАС РФ от 25 июня 1996 г. N СЗ-8/ОП-366 <4> было указано, что Постановление Верховного Совета РФ от 1 апреля 1993 г. N 4725-1, установившее безакцептный порядок расчетов с потребителями продукции энергетических организаций, имеет силу закона и впредь до принятия соответствующего закона по данному вопросу сохраняет свое значение. Энергоснабжающие организации вправе произвести взыскание задолженности за отпущенную энергию в соответствии с Указом Президента РФ от 18 сентября 1992 г. N 1091, а при невозможности списания с потребителя стоимости отпущенной ему энергии по вине третьего лица энергоснабжающая организация вправе взыскать ее в судебном порядке. -------------------------------- <4> Экономика и жизнь. 1996. N 48. С. 16.

В соответствии с п. 2 ст. 544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Однако реализация этой нормы сдерживается коллизией между нею и ст. 854 ГК РФ. Согласно последней без распоряжения клиента списание банком денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором, заключенным между банком и клиентом. Ссылаясь на ст. 854 ГК РФ, банки часто возвращают платежные требования без оплаты, что порождает значительное число споров, ведет к замедлению расчетов и неплатежам. Из анализа ст. 544 и 854 ГК РФ надлежит сделать заключение о правомерности применения безакцептной формы расчетов, если она предусмотрена правовыми актами или соглашением сторон. Заключив с энергоснабжающей организацией договор энергоснабжения с условием безакцептной оплаты потребляемой энергии, абоненту следует позаботиться о реальном обеспечении выполнения условия соглашения по форме расчетов. В этих целях ему надлежит отдать распоряжение обслуживающему его банку об оплате в безакцептной форме предъявляемых к нему платежных требований за энергию. В противном случае на абонента могут быть возложены неблагоприятные последствия просрочки оплаты (например, в виде уплаты пени в соответствии с договором или уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ). Наличие у энергоснабжающей организации права на безакцептное списание с потребителей задолженности за отпущенную им энергию не лишает ее возможности защищать свои интересы в судебном порядке. В качестве примера можно привести дело, в котором суд установил, что при невозможности списания с потребителя стоимости энергии по вине третьего лица энергоснабжающая организация вправе защищать свои интересы в судебном порядке (п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 февраля 1998 г. N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения"). В связи с тем что многие энергоснабжающие организации столкнулись с кризисом неплатежей за электрическую и тепловую энергию и отсутствием денежных средств на закупку топлива Правительством РФ было принято Постановление от 4 апреля 2000 г. N 294 "Об утверждении порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ". Указанным Постановлением утвержден Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ для энергоснабжающих организаций независимо от организационно-правовой формы и потребителей (юридических лиц), согласно которому с 1 апреля 2000 г. оплата потребителями (юридическими лицами, за исключением бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, и казенных предприятий) энергии осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено договором энергоснабжения. Данное Постановление является важным шагом для поддержания экономической стабильности энергоснабжающих организаций. Например, потребитель должен осуществить промежуточный расчет в срок до 20-го числа ежемесячно в объеме планируемого потребления тепловой и электрической энергии, а также окончательный расчет за потребленную тепловую и электрическую энергию до 18 числа месяца, следующего за расчетным. 2. Соблюдение установленного режима потребления. Режим подачи энергии, т. е. количество и качество энергии, передаваемой в разное время, определяются соглашением сторон. По общему правилу снабжение энергией должно производиться путем ее непрерывной подачи абоненту. Однако договор может предусматривать и условия о перерывах (прекращениях) и ограничениях подачи (за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 546 ГК РФ). Также снабжение энергией может прерываться (прекращаться) или ограничиваться энергоснабжающей организацией в одностороннем порядке для предотвращения или ликвидации аварий (п. 3 ст. 546 ГК РФ). В отличие от условий об ассортименте купли-продажи и периодичности поставок режим (график) подачи энергии является существенным условием договора (если абонент - юридическое лицо или гражданин-предприниматель). Гражданин, использующий энергию для бытовых нужд, вправе потреблять ее в любом режиме. Абоненту запрещается передавать другому лицу (субабоненту) полученную от энергоснабжающей организации энергию без согласия последней. Это связано, прежде всего, с необходимостью исключить возможность превышения суммарной нагрузки присоединенных к сети энергоснабжающих установок потребителей над нагрузкой источника энергоснабжения. Нарушение режима энергопотребления, самовольное увеличение присоединенной или заявленной нагрузки, потребление энергии сверх обусловленного договором количества, необеспечение надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования и другие нарушения условий договора абонентом могут нанести серьезный урон интересам энергоснабжающей организации и иным потребителям энергии. Абонент обязан обеспечить безопасность использования энергии, для чего необходимо поддерживать в надлежащем состоянии составные части присоединенной энергетической сети, находящейся в его ведении (п. 1 ст. 543 ГК РФ). Обязанностью абонента также является информирование энергоснабжающей организации о нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Абоненты обязаны немедленно сообщить энергоснабжающей организации об авариях и других неисправностях, возникающих при пользовании энергией. Невыполнение абонентом указанных обязанностей может послужить основанием возложения на него неблагоприятных имущественных последствий, явившихся результатом пожара, аварии, неисправности. Отдельными разновидностями договора энергоснабжения могут устанавливаться дополнительные обязанности абонента. Так, при снабжении абонента тепловой энергией он обязан возвращать энергоснабжающей организации обратную сетевую воду (при получении горячей воды) или конденсат (при получении пара).

Субабонент - участник правоотношений по договору энергоснабжения

Наряду с энергоснабжающей организацией и абонентом ст. 545 ГК РФ выделяет третьего участника правоотношений, связанных с договором энергоснабжения, - субабонента. В отличие от двух других участников договора энергоснабжения субабоненту посвящена всего одна статья ГК РФ, что не могло существенным образом не отразиться на правоспособности данного лица. Наиболее актуальным и дискуссионным в настоящее время остается вопрос о наличии у субабонента права требовать от абонента заключения договора по передаче энергии, возможность заключения которого между абонентом и субабонентом (далее - субабонентский договор) предусмотрена по смыслу ст. 545 ГК РФ. В данных отношениях абонент перед субабонентом выступает в качестве энергоснабжающей организации <5>. Это позволяет говорить о публичности субабонентского договора. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Договоры о передаче имущества" (Книга 2) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (издание 4-е, стереотипное). ------------------------------------------------------------------ <5> См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. 2: Договоры о передаче имущества. М., 2004. С. 144.

Согласно другой точке зрения, по определению публичного договора, данному в п. 1 ст. 426 ГК РФ, не каждый абонент является коммерческой организацией <6>. По характеру своей деятельности абонент не связан с энергоснабжением, как правило, передача энергии другому лицу носит для абонента случайный побочный характер, в связи с чем абонент не может рассматриваться как энергоснабжающая организация. Кроме того, возможность заключения субабонентского договора императивно обусловлена получением согласия энергоснабжающей организации. Изложенное позволяет заключить, что субабонентский договор не обладает признаком публичности и абонент вправе отказаться от заключения подобного договора, ссылаясь на свободу договора. -------------------------------- <6> См.: Гражданское право: В 3 т. / Отв. ред. А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. М., 2004. Т. 2. С. 92 - 93; Тришин П. В. Некоторые правовые аспекты договора энергоснабжения и субабонентского договора. СПб., 2000. С. 17 - 18.

Неоднозначность в разрешении вопроса о характере субабонентского договора не могла не отразиться на практике рассмотрения дел о понуждении заключения субабонентского договора, в частности арбитражными судами. Так, в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 9 сентября 2002 г. по делу N А56-2074/02, от 16 апреля 2004 г. по делу N А66-7526-03, от 16 декабря 2004 г. по делу N А56-8055/04, ФАС Московского округа от 8 ноября 2005 г. по делу N КГ-А41/10131-05 указывается на возможность понуждения абонента заключить с субабонентом договор о передаче энергии со ссылкой на публичность данного договора и недопустимость отказа абонента от заключения такого договора. Анализ приведенных судебных актов позволяет установить, что основаниями для указанного вывода судебных инстанций служат следующие подтвержденные материалами судебных дел обстоятельства: наличие у абонента возможности поставлять (передавать) субабоненту энергию, которую последний имеет возможность принимать; непосредственное присоединение энергопринимающего устройства субабонента к сетям абонента и отсутствие иного прямого доступа субабонента к сетям энергоснабжающей организации, в силу чего абонент является единственно возможным поставщиком энергии для субабонента; воспрепятствование осуществлению нормальной хозяйственной деятельности субабонента. Иная позиция содержится в Постановлениях ФАС Уральского округа от 19 ноября 2003 г. по делу N Ф09-3314/2003-ГК, от 18 января 2005 г. по делу N Ф09-4466/04-ГК, от 27 сентября 2005 г. по делу N Ф09-3949/04-С5, ФАС Поволжского округа от 19 сентября 2002 г. по делу N А55-2304/02-24, от 10 ноября 2005 г. по делу N А12-988/05-С14, ФАС Центрального округа от 2 декабря 2004 г. по делу N А62-251/04. Названные судебные инстанции, напротив, полагают, что в рассматриваемом случае отсутствует безусловная обязанность абонента по договору энергоснабжения заключить аналогичный договор с субабонентом, в связи с чем субабонентский договор не может быть признан публичным. При этом судебные инстанции отмечают, что абонент не может рассматриваться в качестве энергоснабжающей организации по отношению к субабоненту. Вместе с тем необходимо отметить, что еще в Постановлении от 6 апреля 2000 г. N 7349/99 Президиум ВАС РФ отчасти высказал свое мнение по рассматриваемому вопросу. Так, в Постановлении указывается, что АОЗТ "Победа" не может являться энергоснабжающей организацией для АОЗТ "Пироп Лтд", поскольку само в качестве абонента получает электроэнергию для снабжения здания у АО "Мосэнерго" на основании договора энергоснабжения. С учетом данного обстоятельства Президиум ВАС РФ отменил решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Москвы об обязании ответчика поставлять электроэнергию, отказав в этой части иска, т. к. у АОЗТ "Победа" отсутствуют перед АОЗТ "Пироп Лтд" обязательства по снабжению электроэнергией, которые суд мог бы обязать исполнить. Тем не менее изложенные противоположные выводы федеральных арбитражных судов различных округов свидетельствуют о неоднозначном подходе при разрешении арбитражными судами исковых требований субабонента о понуждении абонента заключить договор по передаче энергии. Сложившаяся неоднородная практика рассмотрения арбитражными судами данной категории дел обусловлена отчасти и тем, что до настоящего времени законодатель в полной мере не раскрывает понятий "энергоснабжающая организация", "абонент", "субабонент". Таким образом, исходя из прямого указания ст. 545 ГК РФ, достоверно в настоящее время можно утверждать только, что правоспособность субабонента напрямую зависит как от абонента, так и от энергоснабжающей организации, поскольку в силу названной нормы права абонент может передавать энергию субабоненту только с согласия энергоснабжающей организации.

Название документа