Об основаниях классификации и видах юридических документов

(Стародубцев С. В.) ("Российский судья", 2006, N 11) Текст документа

ОБ ОСНОВАНИЯХ КЛАССИФИКАЦИИ И ВИДАХ ЮРИДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

С. В. СТАРОДУБЦЕВ

Стародубцев С. В., преподаватель Российской академии правосудия.

Активизация юридической практики, повышение ее социальной роли вызвали стойкую тенденцию увеличения количества юридических документов. В связи с этим классификация массива юридических документов необходима как с практической, так и с теоретической точки зрения. Уже в Древнем Риме предпринимались попытки на основе особенностей содержательной стороны документа разделять императорские решения на: а) эдикты - общие распоряжения, обращенные к населению; б) рескрипты - распоряжения по отдельным делам (ответы на возбужденные перед императором ходатайства); в) мандаты - решения по поступившим на рассмотрение императора спорным делам <1>. -------------------------------- <1> Новицкий И. Б. Римское право. М., 2003. С. 18.

Под классификацией юридических документов необходимо понимать логический прием, с помощью которого их подразделяют на отдельные классы по наиболее существенным признакам их сходства и различия. В правовой науке уже предприняты попытки деления юридических документов. Наиболее значительной, как представляется, является классификация, предложенная А. Ф. Черданцевым, предлагающим разделять юридические документы в зависимости от характера правовой информации на следующие группы: 1) нормативные правовые документы; 2) документы, содержащие решения индивидуального характера, имеющие властно-обязательный характер, влекущие правовые последствия, т. е. устанавливающие, изменяющие и прекращающие субъективные права и юридические обязанности; 3) документы, фиксирующие юридические факты. Это наиболее многочисленная группа юридических документов. Многочисленность и разнообразие последних предполагает их более детальное деление, прежде всего, по характеру фактов. Это: а) документы, фиксирующие факты, определяющие правовой статус субъектов (паспорт, военный билет, документы об образовании, различные удостоверения: участника войны, пенсионера, инвалида, документы, удостоверяющие служебное положение, свидетельство о рождении, о браке, об усыновлении и т. д.); б) документы, фиксирующие факты, от которых зависит правовой режим объектов права (документ об отводе земельного участка); в) документы, фиксирующие факты-волеизъявления субъектов права (сделки, договоры, доверенности, жалобы, заявления и т. д.); г) документы, фиксирующие факты-события (акты о порче или уничтожении посевов); д) документы, фиксирующие факты движения товарно-материальных и иных ценностей (приходно-расходные финансовые документы банков); 4) деньги и ценные бумаги; 5) документы, фиксирующие факты-доказательства, используемые для обоснования (доказывания) фактов, имеющих юридическое значение (протоколы осмотра места происшествия, допроса, очной ставки, обыска, выемки документов, заключение эксперта, протоколы судебных заседаний и др. <2>). -------------------------------- <2> Черданцев А. Ф. Теория государства и права. М., 1999. С. 362 - 364.

Классификацию юридических документов предлагает и Е. С. Шугрина, подразделяя их на четыре группы: а) нормативные правовые акты; б) акты правоприменения; в) договоры; г) иные виды юридических документов <3>. -------------------------------- <3> Шугрина Е. С. Техника юридического письма. М., 2001. С. 11.

Недостаток в классификации, предлагаемой Е. С. Шугриной, по нашему мнению, состоит в отсутствии критерия деления юридических документов. Подчеркнем, критерий классификации юридических документов - это признак, по которому производится их деление на виды (подвиды). Основой классификации выступают существенные признаки и свойства явлений, позволяющие выделять их качественные свойства и характеристики, что не учитывает указанный автор. Основными критериями классификации юридических документов, на наш взгляд, являются: 1) характер правовой информации; 2) статус и наименование создателя юридического документа; 3) отраслевая принадлежность; 4) характер официальности; 6) действие во времени, в пространстве и по кругу лиц; 7) способ создания (вид носителя информации); 8) наименование; 9) срок хранения; 10) степень гласности (доступа); 11) степень юридической идентификации; 12) кратность использования; 13) адресат (круг лиц) и др. Отдельные из предложенных оснований деления юридических документов, на что следует обратить внимание, имеют юридическое значение, например характер правовой информации, статус создателя, юридическая сила, степень доступа и др. Ряд оснований по своей природе технико-юридические, скажем, объем юридического документа, адресат и др. Значимость того или иного критерия деления юридических документов позволяет судить о том, является ли классификация естественной или вспомогательной (искусственной) <4>. Естественная классификация позволяет получить наиболее важную информацию об исследуемом объекте. -------------------------------- <4> Михалкин Н. В. Логика и аргументация в судебной практике. СПб., 2004. С. 42.

Классификация позволяет также определить границы и возможности регулирующего воздействия юридических документов на общественные отношения, уяснить роль каждого из них в системе правового регулирования, выявить "нежизнеспособные" юридические документы, установить их значение в деле совершенствования правотворческой и правоприменительной деятельности. Основания деления юридических документов - необходимое средство изучения правовой действительности, особенностей правовой регламентации общественных отношений. Их широко следует применять при классификации юридических документов в юридической науке и практике. Одним из важнейших критериев классификации является характер правовой информации. Данный критерий позволяет выделить нормативные правовые документы; документы, содержащие решения индивидуального характера; документы, фиксирующие юридические факты; деньги и ценные бумаги; документы, фиксирующие факты-доказательства (А. Ф. Черданцев). Кроме предложенных указанным автором групп юридических документов, полагаем, можно выделить еще одну - документы, которые непосредственно являются доказательствами. Это могут быть как поддельные или подложные документы, так и подлинные документы, подтверждающие совершение правонарушения. Юридическими документами-доказательствами являются поддельная кредитная карточка, поддельный паспорт, предсмертная записка, рукопись, авторство которой оспаривается, и т. д. Основное отличие юридических документов, фиксирующих юридические факты, и документов-доказательств - в цели, преследуемой лицом, создающим данный акт. Так, документы, фиксирующие юридические факты, создаются именно с целью закрепления юридического факта, в то время как документы-доказательства могут иметь совершенно другие цели и допускаться в качестве доказательств, если изложенные в них сведения имеют значение для установления обстоятельств по делу. Законодательное закрепление документов как вида доказательств дано в Уголовно-процессуальном кодексе (ст. ст. 74 и 84). Юридические документы можно разделить в зависимости от вида субъекта, от которого они исходят. В соответствии с данным критерием можно выделить документы, исходящие от публичных организаций (государственных и общественных), юридических лиц, отдельных граждан и выполненные ими совместно. Так, государственные органы и учреждения издают правовые акты и принимают решения, которые всегда оформляются документально. Граждане и юридические лица также могут от своего имени подготавливать самые различные документы (обращения, заявления, жалобы). Некоторые юридические документы исходят от избирателей, например, акты референдумов (в частности, Конституция РФ 1993 г.). Однако большинство юридических документов принимается либо коллегиальным органом, либо индивидуально лицом, имеющим право на принятие такого юридического документа. Коллегиальными органами в Российской Федерации являются Государственная Дума, Правительство РФ и др. Единолично принимают нормативные правовые акты Президент РФ, главы субъектов РФ, руководители учреждений, предприятий и организаций. Юридические документы можно классифицировать по отраслевой принадлежности. По этому признаку их предлагается подразделять на публично-правовые и частноправовые <5>. К частноправовым относят: договоры, наследственно-правовые акты и др. Документы некоторых отраслей права могут быть как частноправовыми, так и публично-правовыми. Это зависит от того, какие отношения они опосредуют - координации (отношения равных субъектов, не зависящих от воли друг друга) или отношения субординации (власти и подчинения, зависящие от усмотрения административных органов). -------------------------------- <5> Вершинин А. П. Электронный документ: правовая форма и доказательство в суде. М., 2000. С. 50.

Основанием классификации юридических документов выступает характер их официальности. В этой связи их можно разделить на официальные и неофициальные (личные) документы. В делопроизводстве официальный документ определяется как документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке <6>. В юридической литературе справедливо указывается, что юридические документы как аккумуляторы информации, имеющей юридическое значение, носят, как правило, официальный характер, за некоторыми исключениями (например, договор, нотариально не удостоверенный), ибо исходят от официальных органов, уполномоченных на их принятие и выдачу <7>. -------------------------------- <6> Стенюков М. В. Документы. Делопроизводство. М., 2001. С. 140. <7> Общая теория государства и права / Под. ред. проф. М. Н. Марченко. Т. 2. Теория права. М., 2000. С. 366.

Официальность юридическому документу может придаваться и надлежащим порядком его удостоверения. Данный порядок должен быть регламентирован нормативными правовыми актами. В результате документы, которые исходят от физических лиц, также могут быть официальными. Разграничение всех документов на официальные и личные имеет важное практическое значение. Например, легализация либо апостиль требуются в международных правовых отношениях лишь для официальных документов. Под легализацией подразумевается формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен <8>. -------------------------------- <8> Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г. (вместе с образцом апостиля).

В зависимости от территории, на которой действует тот или иной юридический документ, их можно разделить на: 1) действующие на территории Российской Федерации; 2) действующие за пределами территории Российской Федерации. Юридические документы, действующие на территории России, делятся на: действующие на всей территории страны; действующие на территории региона; действующие на территории субъекта РФ; документы муниципального образования; локальные юридические документы (территория предприятия, учреждения и т. д.). С позиции начала (даты) действия юридического документа их можно разграничить на документы, которые: 1) вступают в силу немедленно с момента их подписания; 2) вступают в силу с указанной в самом юридическом документе даты; 3) вступают в законную силу по истечении срока, определенного законом; 4) вступают в законную силу с момента государственной регистрации; 5) становятся юридически властными с момента их опубликования; 6) вступают в законную силу с момента его принятия или утверждения; 7) вступают в законную силу с момента события (факта), указанного в законодательстве; 8) вступают в силу с момента получения адресатом. Юридические документы можно подразделять в зависимости от круга лиц, в отношении которых принят тот или иной документ. С учетом данного их можно разделить на: 1) документы, действующие в отношении неопределенного круга лиц, - документы общего действия; 2) документы, действующие в отношении определенного круга лиц (специальные юридические документы). В зависимости от срока действия юридические документы могут быть: а) бессрочные, т. е. документы, в отношении которых срок действия не установлен (их можно применять в течение неограниченного срока, они действуют до того момента, пока не будут отменены или заменены). К таким юридическим документам можно отнести деньги, нормативные правовые акты, например Конституцию РФ, и др.; б) срочные, т. е. документы, в которых установлен срок их действия либо этот срок установлен в нормативном правовом акте для всей группы этих документов; в) срочно-бессрочные юридические документы - акты, для которых срок может устанавливаться (трудовые договоры); г) разовые юридические документы (это документы, которые используются сразу же после их составления и не имеют никаких сроков, например разовая доверенность, приказ о приеме на работу). Срочные юридические документы, в свою очередь, можно разделить на краткосрочные, среднесрочные и долговременные. Краткосрочные юридические документы - это документы, срок действия которых не превышает одного года. Среднесрочные юридические документы - это акты, срок действия которых от года до десяти лет. Долгосрочные юридические документы - это документы, срок действия которых превышает десять лет. Юридические документы содержатся на разных носителях и, соответственно, могут различаться по виду носителя. Принципиальным является разграничение документов на рукописные и документы, изготовленные с помощью технических средств. Среди последних выделяются машинные документы, изготовленные с помощью средств компьютерной техники. Наибольшее количество юридических документов зафиксировано на бумажном носителе. Это документы, содержащие речевую информацию, закрепленную любым типом письма. Документирование может осуществляться и на машинном носителе, но затем также закрепляться на бумажном носителе. На бумажных носителях создаются нормативный правовой акт, доверенность, приказ, должностные инструкции, договор, паспорт, удостоверение, деньги и ценные бумаги. Некоторые "бумажные документы" изготовляются путем заполнения соответствующих бланков и граф. Прогресс дал новый носитель информации - электронный. Посредством средств электрической техники и связи изготавливаются электронные документы. Для них характерно не только использование электротехнических средств изготовления, но и фиксация информации на электронных носителях. В зависимости от технических особенностей носителей информации электронные документы подразделяются на перфоносители, магнитные, полупроводниковые и оптические. Современный законодатель учитывает, что юридические документы могут фиксироваться в электронном виде. Так, согласно п. 1 ст. 71 ГПК РФ к письменным доказательствам относятся документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи. В ГК РФ (п. 2 ст. 434) установлено, что договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Таким образом, договор в письменной форме будет считаться заключенным, даже если стороны договора друг друга не видели и просто обменялись сведениями, используя свои компьютеры или факсы. В связи со сказанным все более актуальной становится электронная цифровая подпись, которая дает возможность идентифицировать участника правоотношения. Под электронной цифровой подписью понимается реквизит электронного документа, защищенный от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, позволяющий установить отсутствие утраты, искажения или подделки информации, содержащейся в электронном документе, а также идентифицировать обладателя электронной цифровой подписи (ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об электронной цифровой подписи"). Ценные бумаги, такие как векселя, акции и другие, могут существовать в бездокументарной форме, то есть на электронном носителе <9>. -------------------------------- <9> Пахомов А. Правовая сущность векселя и вексельного обязательства // Приложение к журналу "Хозяйство и право". 2001. N 12. С. 3.

По категории доступа юридические документы можно классифицировать на общедоступные документы и документы с ограниченным доступом. Эта классификация имеет важное юридическое значение, так как она связана с охраной информационных ресурсов. Документы с ограниченным доступом подразделяются на отнесенные к государственной или коммерческой тайне, конфиденциальные юридические документы. В соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ от 25 января 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" не являются документами с ограниченным доступом: 1) законодательные и другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; 2) документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом; 3) документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне; 4) документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, представляющие особый интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан. Документы, отнесенные к государственной тайне, в свою очередь, делятся по грифу секретности на документы особой важности, совершенно секретные и секретные документы (ст. 8 Федерального закона РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне"). К государственной тайне относятся сведения, защищаемые государством, в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В силу того что данные документы подлежат охране средствами правовой защиты, они, несомненно, юридические. Перечень сведений конфиденциального характера установлен Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера". Кроме того, Федеральным законом РФ от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне" введен перечень документов, которые содержат коммерческую тайну. Деление юридических документов по степени доступа следует отличать от деления по степени юридической идентификации (или по стадии изготовления документов). В зависимости от данного критерия юридические документы классифицируются на подлинники (оригиналы), копии, выписки, дубликаты и переводы <10>. Эта классификация имеет важное практическое значение. Подлинник - это первоначальный экземпляр документа, содержащий исходную информацию и надлежащим образом оформленный. Копия юридического документа - это документ, полностью воспроизводящий информацию, зафиксированную в подлинном документе. Выписка - точное воспроизведение части текста документа, которая должна воспроизводить полный текст части документа по определенному вопросу. Копии и выписки имеют такую же юридическую силу, что и подлинник (соответственно в целом или в части), если их верность засвидетельствована в установленном законом порядке. -------------------------------- <10> Вершинин А. П. Электронный документ: правовая форма и доказательство в суде. М., 2000. С. 51.

Дубликат - второй или следующий экземпляр документа, имеющий одинаковую с ним юридическую силу. В данном документе ставится печать, свидетельствующая о дубликате. Цель его изготовления - в замене подлинного документа, когда он утрачен либо существует несколько лиц, права и обязанности которых зафиксированы в общем документе. Оригинал документа может быть переведен на другой язык. Перевод, как правило, не имеет самостоятельного юридического значения и должен быть представлен вместе с подлинником. В п. 2 ст. 71 ГПК РФ указывается, что письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Подлинные документы представляются тогда, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию. По срокам хранения юридические документы можно разделить на три группы: 1) постоянного хранения; 2) долговременного хранения (срок хранения свыше 10 лет); 3) временного хранения (срок хранения менее 10 лет). Хранение юридических документов происходит в архивах. Постоянно хранятся такие юридические документы, которые связаны с принятием общественно значимых решений, например нормативные правовые акты. В организациях и учреждениях в различных подразделениях существуют номенклатуры дел. В них расписывается, сколько должны храниться те или иные юридические документы. По адресату документы подразделяются на входящие, исходящие и внутренние. Входящий документ - это документ, поступающий в организацию из другой организации или ее структурного подразделения. Внутренний документ - это письменные источники, не выходящие за пределы подготовившей его структуры, например приказ руководителя организации о предоставлении отпуска, о приеме на работу, докладная записка, штатное расписание и др. Исходящий документ - это документ, отправляемый из данной организации. Любое юридическое лицо ведет переписку по различным вопросам деятельности с другими организациями и учреждениями в целях ее унификации в свете требований делопроизводства к фиксированию входящих и исходящих документов. Классификация юридических документов представляет собой сложный прием юридической техники и имеет важнейшее значение для теоретического познания сущности юридического документа. Таким образом, систематизация юридических документов, определение в этой связи их функциональной направленности позволяют определить и "уровень эффективности" правовых документов. Классификация юридических документов есть важнейшее средство познания правовой действительности, особенностей правового регулирования, и в этом качестве она должна широко использоваться в правовой науке и на практике. В этой связи проблема юридических документов, их классификации требует дальнейшего исследования.

Название документа