Имеют ли работники социального учреждения, осуществляющего согласно уставу социальную поддержку и социальное обслуживание детей (организацию досуга и отдыха), оставшихся без попечения родителей, но при этом не имеющего лицензии на осуществление образовательной деятельности, образовательной программы, не осуществляющего образовательный процесс, право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, предоставляемый педагогическим работникам?

Ответ: Работники социального учреждения, осуществляющего согласно уставу социальную поддержку и социальное обслуживание (организацию досуга и отдыха) детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеющего лицензии на осуществление образовательной деятельности, образовательной программы, не осуществляющего образовательный процесс, не имеют права на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, предоставляемый педагогическим работникам.

Обоснование: Согласно ст. 334 Трудового кодекса РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам" (далее - Постановление N 724) устанавливает продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам, согласно Приложению.

В графу "Место работы" Приложения включены, в частности, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; учреждения и предприятия социального обслуживания; другие организации, осуществляющие образовательный процесс.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 576 "О внесении изменений в Приложение к Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 724" (далее - Постановление N 576) в позицию 9 Приложения "Учреждения здравоохранения" внесены дополнения: в графу "Место работы" - слова "учреждения и предприятия социального обслуживания"; в графу "Наименование должностей педагогических работников" - слова "социальные педагоги; педагоги-организаторы; педагоги-психологи; учителя-логопеды; методисты; инструкторы-методисты; инструкторы по труду".

При этом в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1) система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Исходя из п. 1 ст. 9 Закона N 3266-1 образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности.

На основании п. 1 ст. 12 Закона N 3266-1 образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

К образовательным относятся учреждения различных типов, в том числе учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс (пп. 7, 9 п. 4 ст. 12 Закона N 3266-1).

В силу п. 1 ст. 33.1 Закона N 3266-1 лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам (п. 2 ст. 33.1 Закона N 3266-1).

Как указывает ст. 53 Закона N 3266-1, особенности занятия педагогической деятельностью устанавливаются ТК РФ.

Из взаимосвязанного анализа Постановления N 724 и Закона N 3266-1 следует, что право на предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска имеют лица, осуществляющие образовательную деятельность в образовательных учреждениях либо в учреждениях в том числе социального обслуживания, деятельность которых связана с осуществлением образовательного процесса.

В связи с тем что по условиям вопроса работники социального учреждения оказывают услуги по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей (организации досуга и отдыха), оставшихся без попечения родителей, но при этом не осуществляют образовательный процесс (не реализуют образовательные программы), предоставление им права на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск как педагогическим работникам невозможно.

Судебная практика данные выводы подтверждает.

Так, по обстоятельствам дела, рассмотренного Санкт-Петербургским городским судом в Определении от 20.02.2012 N 33-2439/2012, основанием для проведения проверки работодателя государственным инспектором труда Государственной инспекции труда субъекта РФ послужили жалобы работников социального учреждения, в которых они ссылались на нарушение работодателем их трудовых прав, выразившееся в отказе установить им 36-часовую рабочую неделю и предоставить удлиненный оплачиваемый отпуск в размере 56 дней, поскольку полагали, что таким правом они наделены Постановлением N 576, которым внесены изменения в позицию 9 Приложения к Постановлению N 724. Государственным инспектором труда было вынесено положительное решение.

Однако суд с таким решением не согласился, отметив, что Постановлением N 724 установлены конкретный перечень педагогических работников, имеющих право на указанный отпуск, и длительность отпуска в зависимости от занимаемой должности и вида образовательного учреждения.

Из анализа норм Закона N 3266-1 и Постановления N 724 следует, что право на сокращенную продолжительность рабочего времени и предоставление ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска имеют лица, занимающиеся педагогической деятельностью либо в образовательных учреждениях, либо в учреждениях, предприятиях социального обслуживания, которые ведут образовательную деятельность, либо их деятельность связана с воспитанием детей.

При этом материалами дела было подтверждено, что ни лицензии на осуществление образовательной деятельности, ни образовательной программы, утвержденной самим учреждением, в которой были бы представлены методики обучения и воспитания, учебные пособия, учебники и материалы, оно не имеет, образовательный процесс не осуществляет.

Согласно своему уставу учреждение создано для достижения следующих целей: социальная поддержка и социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей, имеющих детей, а также безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей. Предметами деятельности учреждения являются оказание различных видов социальной помощи и социальных услуг семьям с несовершеннолетними детьми, проведение комплексных мероприятий по профилактике безнадзорности и социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, организации досуга, отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков. Положения, указывающие на осуществление учреждением образовательной деятельности, в уставе учреждения отсутствуют.

При таком положении суд пришел к выводу о нераспространении на работников данного учреждения положений Постановления N 576.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

21.08.2012