В принятом в организации локальном нормативном акте, определяющем порядок премирования работников, указаны виды стимулирующих выплат и надбавок, но не указаны критерии определения их величины. Правомерно ли это?

Ответ: Законом не установлено обязательных требований к содержанию локальных нормативных актов о стимулирующих выплатах.

Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата устанавливается трудовым договором на основании действующих у данного работодателя систем оплаты труда. В свою очередь, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2). Часть 4 той же статьи гласит, что локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В качестве стимулирующих выплат в ч. 1 ст. 129 ТК РФ указаны доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.

Доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты, в отличие от компенсационных выплат, не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, вредных) и поэтому не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Следовательно, определение условий, порядка выплаты и размера стимулирующих начислений относится к компетенции работодателя. Как указал Санкт-Петербургский городской суд в Определении от 14.09.2010 N 33-12682, работодатель не ограничен в выборе способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника, определении размера таких доплат и надбавок.

Условия, порядок и критерии стимулирующих выплат могут определяться в локальном нормативном акте организации - положении об оплате труда и (или) премировании, коллективном договоре, соглашении.

Стимулирующие выплаты могут быть установлены работодателем как в твердой денежной сумме, так и в процентах от оклада (тарифной ставки), от выполненного объема работы.

В трудовом законодательстве не содержится ни требований к положению о премировании, ни примерного текста или рекомендаций по его составлению; в основном его условия выработаны практикой.

Структура положения о премировании обычно включает показатели и условия премирования, размеры премий и периодичность их выплаты, порядок расчета; перечень нарушений, которые влекут снижение размера премии; перечень выплат, на которые премия не начисляется.

При этом отсутствие некоторых разделов не влияет на легитимность этого локального нормативного акта: поскольку обязательных требований к этому акту нет, работодатель, принимая такой локальный нормативный акт с учетом мнения представительного органа работников, может ограничить его содержание общими указаниями и ссылками, например, на издание руководителем уточняющего приказа при определении критериев или размера премии и т. п.

Таким образом, если в локальном нормативном акте организации задекларирована возможность выплаты премии и надбавок, но не предусмотрен их механизм, можно сделать вывод о том, что работодатель намеревается регулировать его путем издания приказов или распоряжений.

Вероятно, такой подход обусловлен желанием работодателя более гибко осуществлять материальное стимулирование работников в неустойчивой финансовой ситуации, необходимостью рационального использования имеющихся средств. В любом случае законом он не запрещен.

С. Ю.Катасонова

ОАО "Центральная геофизическая экспедиция"

21.08.2012