Поспорим о бесспорном

(Дмитриев В., Садыков Реналь Р., Садыков Ришат Р.) ("ЭЖ-Юрист", 2006, N 39) Текст документа

ПОСПОРИМ О БЕССПОРНОМ

В. ДМИТРИЕВ, РЕНАЛЬ Р. САДЫКОВ, РИШАТ Р. САДЫКОВ

Реналь Р. Садыков, РАГС при Президенте РФ.

Ришат Р. Садыков, независимый эксперт - сотрудник коммерческого банка.

Зачастую при бесспорном списании взыскатели ссылаются на нормативные акты, принятые еще в советский период, юридическая сила которых вызывает сомнения. Один из наиболее распространенных примеров - ссылка на Постановление Верховного Совета РФ от 19.05.93 N 4986-1 "О мерах по улучшению расчетов за услуги связи". Рассмотрим правомерность применения этих норм.

Считаем уместным привести избитый пример из судебной практики по данному вопросу. Бамтрансстрой обратился к региональному филиалу Промстройбанка с иском о взыскании убытков, вызванных списанием в безакцептном порядке за оказанные обществу услуги связи, расходы на командировку, а также процентов на основании ст. 856 ГК РФ. Решением суда первой инстанции исковые требования были удовлетворены частично: была взыскана необоснованно списанная сумма в части, превышающей сумму процентов, и проценты. Решение было мотивировано тем, что списание средств со счетов производится по распоряжению клиента, а Постановление Верховного Совета РФ от 19.05.93 N 4986-1 (далее - Постановление), устанавливающее безакцептный порядок расчетов потребителей с предприятиями связи, противоречит нормам ГК РФ. Постановлением апелляционной инстанции данное решение было оставлено в силе. Президиум ВАС РФ вышеуказанные судебные постановления отменил, отметив, что "в случаях, когда нормативными актами, в том числе постановлениями Верховного Совета РФ, носящими нормативный характер, установлен безакцептный порядок списания денежных средств, они подлежат применению впредь до принятия соответствующего закона по данному вопросу" <1>. -------------------------------- <1> Постановление Президиума ВАС РФ от 25.08.98 N 127/97 // Вестник ВАС РФ. 1998. N 11.

К аналогичному выводу пришел и Президиум ВАС РФ в информационном письме N 8 от 01.10.96 "О некоторых вопросах списания денежных средств, находящихся на счете, без распоряжения клиента". Вместе с тем данное положение обоснованно лишь до принятия закона как нормативно-правового акта высшей юридической силы.

"Вечный" нормативный акт?

ФЗ "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ (далее - Закон о связи) в ст. 54 уточнил: "Оплата услуг связи производится посредством наличных или безналичных расчетов непосредственно после оказания таких услуг путем внесения аванса или с отсрочкой платежа... Основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг связи оператором связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи". Безакцептный порядок расчетов за оказание услуг данного характера был установлен только для исключительного случая: нарушения обязательств по оказанию услуг, и лишь специальным субъектом - юридическим лицом (п. 3 ст. 54 Закона о связи). Как видим, в настоящее время действует общий порядок списания средств со счета за оказанные услуги связи, закрепленный в ст. 854 ГК РФ, т. е. только по распоряжению клиента - владельца счета. Порядок определения суммы задолженности, а также порядок внесения платежей устанавливается ст. 54 вышеуказанного Закона и по общему правилу состоит из осуществления платежей путем внесения аванса или с отсрочкой платежа. Несомненно, стороны не лишены возможности предусмотреть и иной порядок оплаты, в том числе и посредством безакцептного списания средств со счета в договоре на оказание услуг связи, что согласуется с общим принципом диспозитивности гражданско-правового регулирования. Таким образом, новейшее законодательство идет по пути гармонизации норм с "экономической конституцией" - Гражданским кодексом РФ.

Пишите письма

Приверженцы иной точки зрения склоняются к признанию действия прежнего порядка списания средств без распоряжения владельца счета. К примеру, Московское главное территориальное управление Центрального банка РФ в своем письме от 03.02.2004 N 09-18-1-08/6596 приходит к выводу о том, что Постановление продолжает действовать. В обоснование приводится следующая мотивировка: "Норма Федерального закона "О связи", определяющая порядок осуществления расчетов в случае нарушения пользователем услугами связи своих обязательств по оплате этих услуг (п. 3 ст. 54), фактически в действие не введена. Соответственно, учитывая... положения ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части второй ГК РФ", можно признать действующим в настоящее время Постановление Верховного Совета РФ от 19.05.93 N 4986-1". Мы склонны полагать, что ст. 4 Вводного закона действует лишь до принятия нормативно-правового акта уровня федерального закона по вопросу общего регулирования того или иного комплекса общественных отношений в той или иной сфере общественных отношений, например порядка предоставления услуг. И даже отсутствие в принятом законе порядка осуществления расчетов - составной части нормативного регулирования влечет признание подзаконных актов фактически прекратившими свое действие, поскольку в данном случае вопрос о порядке расчетов будет регулироваться общими положениями ГК РФ. Таким образом, вышеуказанное Постановление прекратило свое действие уже дважды - в 1995 г. с принятием старого Закона о связи и в 2004 г. со вступлением в действие нового ФЗ с аналогичным названием. Несомненно, возникает вопрос о юридическом статусе акта под названием "Письмо". Кроме того, в обоснование своей позиции ГТУ ЦБР, анализируя п. 3 ст. 54 Закона о связи, приходит к выводу: "Таким образом, законодатель включил в текст федерального закона положения, аналогичные положениям Постановления Верховного Совета РФ от 19.05.93 N 4986-1". Следует отметить, что это далеко не так. В п. 3 ст. 54 включено правило об исключительных случаях списания средств в безакцептном порядке, тогда как Постановление предусматривало возможность такого списания в качестве общего правила, независимо от наличия либо отсутствия факта нарушения обязательств. Единственным критерием, юридическим фактом, определяющим возможность для такого списания, был факт наличия показаний счетчиков и других приборов.

Расчеты за услуги ЖКХ

Не подлежит применению как фактически утратившее свою силу и Постановление Верховного Совета РФ от 01.04.93 N 4725-1, устанавливавшее безакцептный порядок списания средств за услуги водоснабжения и водоотведения, а также отпуск энергии и топлива. В отношении отпуска энергии и топлива действуют положения Федеральных законов "О газоснабжении" и "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ". В отношении услуг водоснабжения и канализации - порядок, закрепленный в п. 79 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.99 N 167, где установлено, что форма оплаты услуг определяется по соглашению между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом. Юридически действие одного подзаконного акта отменено принятием другого. Конечно, в возражение можно вновь сослаться на ст. 4 Вводного закона, требующую принятие нормативно-правового акта уровня закона для прекращения действия прежнего порядка, установленного подзаконными актами. С данным возражением согласиться не можем ввиду того, что считаем неэффективным и экономически необоснованно затратным принятие федерального закона именно по вопросу порядка оплаты услуг водопроводно-канализационного характера. Статья 4 Вводного закона была рассчитана на короткий период времени, и он не обязательно должен завершиться принятием закона по каждому вопросу. Бесспорное списание в случаях, установленных законодательством, - тяжелое наследие командно-административной системы, рудимент планового хозяйства. В условиях рыночной системы хозяйствования указанный порядок расчетов представляется необоснованным вмешательством в сферу частных интересов. Сохраняющийся порядок такого взыскания по фискальным сборам объясняется наличием переходного периода в экономике России. Вместе с тем данный подход не исключает возможности выработки новых инструментариев, гораздо более эффективных, позволяющих не вмешиваться в сферу гражданского общества.

От редакции

Продолжая дискуссию относительно правомерности применения вышеуказанных нормативных актов, принятых до введения в действие части второй ГК РФ, устанавливающих безакцептный порядок списания денежных средств по коммунальным платежам, необходимо отметить, что судебная практика до настоящего времени не разделяет позицию авторов. ФАС СВО в Постановлении от 06.06.2006 N А78-7642/05-С1-7/252-Ф02-2665/06-С2 отметил, что исходя из положений Постановления Верховного Совета РФ от 01.04.93 N 4725-1 в корреспонденции с правилами ст. 854 ГК РФ и Постановлением Правительства РФ от 31.12.95 N 1310 списание денежных средств по коммунальным платежам без акцепта плательщика возможно при бесспорности оснований платежа и его размера, что в совокупности должно вытекать из наличия оформленных договорных отношений по предоставлению энергоснабжения и измерительных приборов учета потребления на границе сетей абонента и поставщика, из показаний которых усматривалась бы бесспорность заявленной к безакцептному платежу суммы. ФАС СЗО в Постановлении от 11.10.2005 N Ф04-6068/2005(1468-А70-17) указал, что: 1) суд первой инстанции пришел к правильному выводу об исключении из договора пункта, предусматривающего безакцептное списание денежных средств, поскольку списание со счета денежных средств согласно ст. 854 ГК РФ осуществляется на основании распоряжения клиента либо решения суда или в случаях, предусмотренных законом или договором; 2) апелляционная инстанция, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, правильно сочла, что исключение из условий договора указанного пункта не имеет существенного значения, поскольку безакцептное списание денежных средств за предоставленные услуги водопроводно-канализационных предприятий осуществляется в силу закона. ФАС СКО в Постановлении от 18.05.2005 N Ф08-2012/2005 полагает следующее: "Постановление Верховного Совета РФ от 01.04.93 N 4725-1, установившее безакцептный порядок расчетов за услуги коммунальных, энергетических и водопроводно-канализационных предприятий, принято законодательным органом государственной власти Российской Федерации и имеет силу закона. Данный правовой акт не противоречит пункту 2 статьи 854 ГК РФ и подлежит применению". ФАС СВО также отметил, что Постановление N 4725-1 предоставляет право безакцептного списания денежных средств со счетов потребителей (см.: Постановление ФАС СВО от 25.04.2002 N А33-14602/01-С1-Ф02-1005/02-С2).

Владимир Дмитриев, кандидат юридических наук, эксперт "ЭЖ-Юрист"

Название документа