О применении НДС в отношении услуг по обслуживанию посетителей в зале VIP (зале официальных делегаций) в аэропортах г. г. Минска, Алматы и Астаны, оказываемых Евразийской экономической комиссии, действующей на основании Договора о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011, расположенной на территории РФ

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 августа 2012 г. N 03-07-13/01-44

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по обслуживанию посетителей в зале VIP (зале официальных делегаций) в аэропортах г. г. Минска, Алматы и г. Астаны, оказываемых Евразийской экономической комиссии, действующей на основании Договора о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011, расположенной на территории Российской Федерации, сообщаем.

Как следует из письма, указанные услуги предлагается считать услугами, связанными с недвижимым имуществом, поскольку обслуживание посетителей в зале VIP осуществляется на территории аэропорта. На этом основании Евразийская экономическая комиссия не является налоговым агентом для целей налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.

В связи с этим обращаем внимание на следующее.

Порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным между хозяйствующими субъектами государств - членов Таможенного союза, определяется в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол).

В связи с тем что перечень работ (услуг), относящихся к работам (услугам), связанным с недвижимым имуществом, Протоколом не определен, при решении вопроса об отнесении работ (услуг) к работам (услугам), связанным с недвижимым имуществом (в рассматриваемом случае - связанным с пребыванием в зале VIP аэропорта), российским налогоплательщикам следует руководствоваться положениями гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Так, в соответствии с пп. 1 п. 1 и пп. 1 п. 1.1 ст. 148 Кодекса в отношении определения места реализации работ (услуг), связанных с недвижимым имуществом, к таким работам (услугам) относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные и другие подобные работы (услуги). Поэтому в отношении услуг по обслуживанию посетителей в аэропортах, в том числе в залах VIP, определять место реализации данных услуг следует не по пп. 1 п. 1 ст. 3 Протокола, а по пп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола.

Так, в соответствии с указанным пп. 5 местом реализации работ (услуг) признается территория государства - члена Таможенного союза, налогоплательщиком которого выполняются работы (оказываются услуги), за исключением работ (услуг), предусмотренных пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Протокола. Поскольку в указанных пп. 1 - 4 услуги по обслуживанию посетителей в аэропортах, в том числе в зале VIP, не поименованы, местом реализации таких услуг, оказываемых белорусскими и казахстанскими хозяйствующими субъектами, признаются соответственно территория Республики Беларусь и территория Республики Казахстан.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

17.08.2012