Торговая организация несет затраты на изготовление прайс-листов ассортимента реализуемой продукции (по договору с типографией). Прайс-листы изготовлены на глянцевой бумаге, содержат яркие изображения предлагаемого товара, на них отпечатан рисунок, свидетельствующий о проводимых акциях (о скидках)

Являются ли прайс-листы, выложенные в ячейках информационных стендов в торговых залах организации, а также вкладываемые покупателю в пакет с приобретенным товаром, рекламой и может ли организация учитывать затраты на изготовление прайс-листов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов по пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ? Нормируются ли расходы в данном случае?

Ответ: Прайс-листы, которые изготовлены на глянцевой бумаге, содержат яркие изображения предлагаемого товара, рисунки с информацией о проводимых акциях и скидках, выкладываемые в ячейках информационных стендов в торговых залах организации, а также вкладываемые покупателю в пакет с приобретенным товаром, следует считать рекламой.

Затраты на изготовление таких прайс-листов могут учитываться в составе расходов при исчислении налога на прибыль по пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ, при условии признания их соответствующими требованиям, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Однако существует постановление суда, согласно которому прайс-листы следует рассматривать как предоставление потребителю обязательной информации о товарах и услугах, а не как рекламу. На основании этого суд сделал вывод о том, что ответчик правомерно не относил расходы по изготовлению прайс-листов на затраты на рекламу.

Обоснование: В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Так, согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся:

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, расходы на рекламу учитываются в целях налогообложения прибыли при условии их документального подтверждения и связи с деятельностью, направленной на получение доходов, с учетом ограничений, установленных в п. 4 ст. 264 НК РФ, а также положений ст. ст. 272 и 273 НК РФ.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Прайс-лист несет в себе определенную информацию о товаре. В частности, это ценовая информация о конкретном товаре, предлагаемом к реализации.

Кроме того, как указано в вопросе, прайс-листы изготовлены на глянцевой бумаге, содержат яркие изображения предлагаемого товара. Более того, на них отпечатан рисунок, свидетельствующий о проводимых акциях (о скидках). Таким образом, прайс-листы выполнены с применением привлекающих внимание потенциальных покупателей приемов (яркие краски, специальные рекламные рисунки).

Следовательно, по нашему мнению, указанные прайс-листы, выложенные в ячейках информационных стендов в торговых организациях, могут признаваться рекламой, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к продукции, ценам и скидкам на нее.

При этом прайс-листы не являются ни рекламными брошюрами, ни каталогами, ни иными видами рекламы, поименованными в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ.

Следовательно, затраты на изготовление прайс-листов не учитываются в целях налогообложения прибыли в полном объеме. Указанные расходы учитываются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ, при условии признания их соответствующими требованиям, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Вместе с тем вышеизложенное мнение является не единственным.

Налогоплательщик вправе использовать выводы суда, содержащиеся в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 03.09.2002 по делу N А56-14264/02, и полностью учесть понесенные затраты в расходах, но в таком случае это не рекламные расходы.

Так, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.09.2002 по делу N А56-14264/02 в принципе поддерживает позицию о том, что в прайс-листах содержится информация о товарах и услугах организации (цены на реализуемую продукцию), которая предназначена для неопределенного круга лиц, призвана поддерживать интерес к товарам и услугам и способствовать реализации товара (имеются указания на скидки), то есть отвечает всем признакам рекламы.

Однако при этом суд указывает, что прайс-листы распространялись среди потребителей в местах продажи товаров. Кроме того, в соответствии с п. п. 15 и 16 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, потребителю должна предоставляться информация о товаре, его изготовителе и продавце, а также наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам, продажа товаров на дому и другие формы). В связи с этим прайс-листы следует рассматривать как предоставление потребителю обязательной информации о товарах и услугах, а не как рекламу.

Суд сделал правомерный вывод о том, что ответчик обоснованно не относил расходы по изготовлению прайс-листов на затраты на рекламу.

Таким образом, в случае возникновения разногласий с налоговыми органами налогоплательщик должен быть готов отстаивать свою позицию в суде.

О. А.Королева

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

17.08.2012