Об использовании данных информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) для применения методов, указанных в п. 1 ст. 105.7 НК РФ; об определении интервала рентабельности, если в отрасли, к которой принадлежит сторона сделки, все организации взаимозависимы; об учете доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами, в результате которых создаются условия, отличные от условий сопоставимых сделок между невзаимозависимыми лицами, а также об информации, используемой при сопоставлении таких сделок; о расчете интервала рентабельности при определении доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами; о применении норм НК РФ в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 августа 2012 г. N 03-01-18/6-107

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ЗАО по вопросу применения отдельных положений разд. V.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

1. Согласно п. 7 ст. 105.7 Кодекса в целях применения методов, предусмотренных п. 1 указанной статьи, кроме информации о конкретных сделках может использоваться общедоступная информация о сложившемся уровне рыночных цен и (или) биржевых котировках, а также данные информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) на соответствующих рынках указанных товаров (работ, услуг).

Использование указанных в п. 7 ст. 105.7 Кодекса источников информации о рыночных ценах (в том числе данных информационно-ценовых агентств) в целях применения методов, предусмотренных п. 1 данной статьи, допускается при условии обеспечения сопоставимости сделок, данные о которых содержатся в этих источниках информации, с анализируемой сделкой.

Учитывая изложенное, считаем возможным использование данных любого информационно-ценового агентства при условии обеспечения сопоставимости сделок, данные о которых имеются у этого информационно-ценового агентства, с анализируемой сделкой.

2. Согласно п. 3 ст. 105.8 Кодекса при определении интервала рентабельности используются значения рентабельности, определяемые по результатам не менее четырех сопоставимых сделок, в том числе совершенных налогоплательщиком, при условии, что указанные сделки совершены с лицами, не являющимися взаимозависимыми с налогоплательщиком, либо на основании данных бухгалтерской отчетности не менее четырех сопоставимых организаций.

Выбор указанных организаций осуществляется с учетом их отраслевой специфики и соответствующих видов деятельности, осуществляемых ими в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях относительно анализируемой сделки.

При отсутствии в отрасли, к которой принадлежит лицо, являющееся стороной анализируемой сделки, организаций, не являющихся взаимозависимыми с указанным лицом, выбор организаций для проведения анализа осуществляется с учетом сопоставимости функций, осуществляемых этими организациями, принимаемых ими рисков и используемых активов.

3. Согласно п. 1 ст. 105.3 Кодекса в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разд. V.1 Кодекса сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

В соответствии с п. 5 ст. 105.6 Кодекса при сопоставлении для целей налогообложения условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, а также при подготовке и представлении документации в соответствии со ст. 105.15 Кодекса налогоплательщик кроме информации о собственной деятельности вправе использовать любые общедоступные источники информации.

4. Согласно п. 1 ст. 105.8 Кодекса при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, могут быть использованы в порядке, предусмотренном ст. ст. 105.10 - 105.13 Кодекса, показатели рентабельности, указанные в данном пункте.

В соответствии с п. 7 ст. 105.8 Кодекса при расчете интервала рентабельности используется информация, имеющаяся по состоянию на момент совершения контролируемой сделки, но не позднее 31 декабря календарного года, в котором совершена контролируемая сделка, либо данные бухгалтерской отчетности за три календарных года, непосредственно предшествующих календарному году, в котором была совершена анализируемая сделка (либо календарному году, в котором были установлены цены в анализируемой сделке).

При этом п. 8 ст. 105.8 Кодекса установлено, что в целях обеспечения сопоставимости при определении интервала рыночной рентабельности на основании данных бухгалтерской отчетности сопоставимых организаций могут проводиться корректировки показателей рентабельности в целях корректировки различий в показателях дебиторской и кредиторской задолженности, товарно-материальных запасов по данным бухгалтерской отчетности налогоплательщика и организаций, данные бухгалтерской отчетности которых используются для определения интервала рентабельности.

5. Пункты 5 и 6 обращения ЗАО содержат вопросы о целесообразности совершения заявителем действий в конкретных хозяйственных ситуациях, которые на основании п. 9.20 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются.

6. Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" положения частей первой и второй Кодекса (в редакции указанного Федерального закона) применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 Кодекса со дня вступления в силу указанного Федерального закона (то есть с 1 января 2012 г.) вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

17.08.2012