О порядке применения пп. 33 п. 1 ст. 251 и п. 48.5 ст. 270 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль налогоплательщиками, эксплуатирующими от своего имени судно, зарегистрированное в РМРС, а также об отсутствии оснований для учета доходов и расходов, относящихся непосредственно к деятельности по эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС, в международных перевозках, если судна используются судовладельцем для международных и каботажных перевозок

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 августа 2012 г. N 03-03-10/93

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения прибыли организации при эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее - РМРС), и сообщает следующее.

В соответствии с пп. 33 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в РМРС. Для целей гл. 25 НК РФ под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.

Одновременно в соответствии с п. 48.5 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием, эксплуатацией, реализацией судов, зарегистрированных в РМРС.

Статьей 8 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации предусмотрено, что под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Учитывая изложенное, налогоплательщик, эксплуатирующий от своего имени судно, зарегистрированное в РМРС, применяет положения пп. 33 п. 1 ст. 251 и п. 48.5 ст. 270 НК РФ, независимо от того, является ли он собственником судна или использует его на ином законном основании.

Вместе с тем, учитывая, что пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ предусмотрено, что под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимается также сдача таких судов в аренду для оказания соответствующих услуг, указанные положения ст. ст. 251 и 270 НК РФ могут применяться как собственником судна, предоставляющим его в аренду (лизинг), так и арендатором (лизингополучателем), эксплуатирующим такое судно для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг.

В случае если организация-судовладелец использует судно, зарегистрированное в РМРС, как для международных перевозок (один из пунктов находится за пределами Российской Федерации), так и для каботажных перевозок, для целей налогообложения прибыли не учитываются доходы и расходы, относящиеся непосредственно к деятельности по эксплуатации указанных судов в международных перевозках.

При этом отмечаем, что согласно пп. 33.2 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 г. и зарегистрированных в РМРС. При этом под эксплуатацией таких судов в целях указанного подпункта понимается их использование для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки и обеспечения указанных услуг и видов деятельности независимо от расположения пункта отправления и (или) пункта назначения, а также сдача таких судов в аренду для данного использования.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

17.08.2012