О порядке признания лиц взаимозависимыми в соответствии со ст. 105.1 НК РФ; о выполнении российской организацией, применяющей УСН, функций налогового агента по налогу на прибыль с процентных доходов иностранной организации, полученных по договорам займа; о порядке признания непогашенной задолженности по долговому обязательству перед иностранной организацией контролируемой в целях исчисления налога на прибыль

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 августа 2012 г. N 03-01-18/6-104

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу признания лиц взаимозависимыми и налогообложения процентных доходов по договорам займа и сообщает, что в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Консультирование указанных лиц по выбору оптимального порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся.

Одновременно сообщаем следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 105.1 Кодекса взаимозависимыми для целей налогообложения признаются лица, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.

Пунктом 2 ст. 105.1 Кодекса предусмотрены одиннадцать оснований признания лиц взаимозависимыми. При этом п. 6 ст. 105.1 Кодекса предусматривает право организаций и (или) физических лиц, являющихся сторонами сделки, самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным п. 2 рассматриваемой статьи, при наличии обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 105.1 Кодекса.

Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 105.1 Кодекса суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 2 указанной статьи, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в п. 1 ст. 105.1 Кодекса.

Таким образом, по мнению Департамента, при признании лиц взаимозависимыми следует исходить из совокупности положений, изложенных в ст. 105.1 Кодекса.

В отношении налогообложения процентных доходов по договорам займа сообщаем, что в соответствии со ст. 246 Кодекса иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций в Российской Федерации в отношении доходов, перечень которых установлен п. 1 ст. 309 Кодекса.

При этом обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет Российской Федерации налога на прибыль с доходов иностранной организации, полученных от источников в Российской Федерации, на основании требований ст. 310 Кодекса возлагается на российскую организацию, выплачивающую такие доходы, которая в соответствии с п. 1 ст. 24 Кодекса признается налоговым агентом.

Согласно п. 5 ст. 346.11 Кодекса организации, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных положениями Кодекса.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации следует руководствоваться положениями гл. 25 Кодекса, в том числе указанными выше.

Что касается признания непогашенной задолженности по долговому обязательству перед иностранной организацией контролируемой, то условия такого признания изложены в п. 2 ст. 269 Кодекса. В соответствии с положениями п. 2 ст. 269 Кодекса контролируемой задолженностью признается непогашенная задолженность:

- по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более 20% уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, или

- по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом указанной выше иностранной организации, или

- по долговому обязательству, в отношении которого такое, указанное выше, аффилированное лицо и (или) непосредственно эта, указанная выше, иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации.

В случае если непогашенная задолженность не является контролируемой, обязанность применять правила, установленные п. п. 2 - 4 ст. 269 Кодекса, не возникает.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

17.08.2012