Организации на праве собственности принадлежит плавучий док. Правомерно ли по данному объекту исчислять транспортный налог с единицы транспортного средства?
Ответ: Налоговую базу по транспортному налогу в отношении плавучего дока, не имеющего двигателя, следует определять как единицу транспортного средства, если в классификационном свидетельстве на док не определена его валовая вместимость (иначе налоговая база определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах). Если плавучий док оснащен двигателем, то в отношении его применяется налоговая база в виде мощности двигателя в лошадиных силах.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
В п. 1 ст. 359 НК РФ указано, что налоговая база определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в пп. 1.1 данного пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в пп. 1, 1.1 и 2 данного пункта, - как единица транспортного средства.
Согласно п. 2 ст. 22 Кодекса торгового мореплавания РФ классификация и освидетельствование судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре или бербоут-чартерном реестре, осуществляются российскими организациями, полномочия которых определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации (далее - российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов), на возмездной основе за счет заявителей по тарифам, определяемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 24 КТМ РФ российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, издают правила классификации и постройки судов, технического наблюдения за постройкой судов, правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов и выдают классификационные свидетельства, подтверждающие соответствие судов этим правилам.
В Письме от 12.08.2011 N 03-05-04-04/08 Минфин России, учитывая, что перечень водных транспортных средств является открытым, разъяснил, что в силу положений п. 1 ст. 11 НК РФ в целях обложения транспортным налогом следует руководствоваться определениями их понятий, данными в соответствующих отраслях законодательства.
Так, ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ судно определено как самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства. При этом под судоходством понимается деятельность, связанная с использованием судов не только для перевозки пассажиров и грузов, но и для иных целей, в том числе и для учебных.
Следовательно, если в классификационном свидетельстве, выданном Российским морским регистром судоходства на принадлежащее организации судно, определены его валовая вместимость, а также его тип как "несамоходное", данное судно представляет собой водное несамоходное (буксируемое) транспортное средство, для которого определена валовая вместимость, и налогообложение данного водного транспортного средства должно осуществляться по ставке транспортного налога, установленной ст. 361 НК РФ в отношении несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость.
В отношении Письма Минфина России от 20.12.2007 N 03-05-06-04/44 (в котором указывалось, что, поскольку плавучие доки по проектам их строительства не оснащаются буксирными устройствами, в отличие от плавкранов, плавмастерских и других подобных объектов, относящихся к несамоходным (буксируемым) судам, для которых определяется валовая вместимость, по плавучим докам следует применять ставку налога, установленную законом субъекта Российской Федерации для других водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей (с единицы транспортного средства)) финансовое ведомство указало, что вопрос, касающийся размеров ставок транспортного налога в отношении такого вида водных транспортных средств, как плавучие доки, был рассмотрен Минфином России в Письме от 19.01.2005 N 03-06-04-02/1 (направлено Письмом ФНС России от 09.02.2005 N 21-5-05/4@) с учетом представленных материалов в указанный период.
В связи с этим Минфин России пришел к выводу, что при рассмотрении вопроса, касающегося размеров ставок транспортного налога в отношении вышеназванных видов транспортных средств, следует учитывать сведения органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, иную информацию о транспортном средстве, в частности свидетельство о государственной регистрации прав на судно, классификационное свидетельство, свидетельство о годности к плаванию, свидетельство о праве собственности на судно, а также сложившуюся судебную практику по данному вопросу.
Следовательно, если ранее (до Письма Минфина России от 12.08.2011 N 03-05-04-04/08) Минфин России безусловно указывал на правомерность исчисления налогоплательщиком транспортного налога по плавучему доку с единицы транспортного средства, то в Письме от 12.08.2011 N 03-05-04-04/08 он указывает, что при рассмотрении вопроса, касающегося размеров ставок транспортного налога в отношении плавучего дока, необходимо учитывать сведения органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, иную информацию о транспортном средстве, в частности свидетельство о государственной регистрации прав на судно, классификационное свидетельство, свидетельство о годности к плаванию, свидетельство о праве собственности на судно, а также сложившуюся судебную практику по данному вопросу.
При этом вопрос о том, следует ли считать позицию Минфина России в Письме от 12.08.2011 N 03-05-04-04/08 противоположной ранее изложенной, рассмотрен в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2012 N А42-6376/2011.
Суд отметил, что довод налогового органа о том, что в Письме от 12.08.2011 N 03-05-04-04/08 Минфин России высказал иную позицию (по сравнению с представленной в Письмах от 19.01.2005 N 03-06-04-02/1 (направлено Письмом ФНС России от 09.02.2005 N 21-5-05/4@), от 20.12.2007 N 03-05-06-04/44, от 23.03.2011 N 03-05-05-04/07) относительно классификации плавдоков в целях исчисления транспортного налога, не соответствует содержанию этого документа, в котором такое утверждение не содержится. В названном Письме уполномоченный орган, наоборот, сослался на ранее изложенные им разъяснения по вопросу обложения транспортным налогом подобных средств.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 06.06.2012 N А42-6376/2011 позиция Тринадцатого арбитражного апелляционного суда поддержана.
Согласно Пояснениям к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) (Том 5. Разделы XVI - XXI. Группы 85 - 97) плавучие доки - это определенный вид плавучих мастерских, применяемых вместо сухих доков. Как правило, они выполняются в виде U-образного сооружения, состоящего из днища и боковых стенок, и оборудованы насосными отсеками, с помощью которых доки частично заполняются водой, что позволяет судну, требующему ремонта, войти в них. В некоторых случаях доки можно буксировать. Другой тип плавучего дока работает аналогичным образом, однако этот самоходный док, имеющий мощные двигатели, применяется для ремонта или перевозки транспортных средств - амфибий или других судов.
Следовательно, если плавучий док оснащен двигателем, то в отношении его применяется налоговая база по транспортному налогу в виде мощности двигателя в лошадиных силах.
Налоговую базу по транспортному налогу в отношении плавучего дока, не имеющего двигателя, следует определять как единицу транспортного средства, если в классификационном свидетельстве на док не определена его валовая вместимость (иначе налоговая база определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах).
Е. Ю.Герасимова
ООО "Инвестиционно-консалтинговый центр"
16.08.2012