Об отсутствии оснований для переноса остатка социального налогового вычета по НДФЛ на последующие налоговые периоды
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 16 августа 2012 г. N ЕД-4-3/13603@
Федеральная налоговая служба по вопросу получения социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц сообщает следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 Кодекса, с учетом особенностей, установленных гл. 23 Кодекса.
Статьей 219 Кодекса определен перечень социальных налоговых вычетов, сумма которых уменьшает налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
При этом п. 2 ст. 219 Кодекса установлено, что социальные налоговые вычеты, указанные в пп. 2 - 5 п. 1 данной статьи Кодекса, предоставляются в размере фактически произведенных расходов; но в совокупности не более 120 000 руб. в налоговом периоде.
Кроме того, в соответствии с абз. 4 пп. 3 п. 1 ст. 219 Кодекса по дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации сумма социального налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов.
Возможность переноса остатка налогового вычета по налогу на доходы физических лиц должна быть прямо предусмотрена в соответствующих статьях гл. 23 Кодекса.
Так, абз. 28 пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса определено, что, если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.
Аналогичной нормы по переносу на последующий налоговый период остатка социального налогового вычета ст. 219 Кодекса не установлено.
При этом следует отметить, что социальные налоговые вычеты, предусмотренные ст. 219 Кодекса, являются своеобразной формой участия государства в софинансировании социально значимых расходов физических лиц.
Освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из ст. ст. 19 и 57 Конституции Российской Федерации принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя.
В данном случае законодатель установил предельный размер применяемых социальных налоговых вычетов и не установил возможность переноса на последующий налоговый период остатка неиспользованного социального налогового вычета, превышающего установленный предельный размер.
Позиция по данному вопросу согласована с Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации.
Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.
Советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации
2 класса
Д. В.ЕГОРОВ
16.08.2012