ОАО оказывает услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств
Для исчисления суммы ЕНВД в отношении деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств используется физический показатель базовой доходности "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".
ОАО также сдает имущество в аренду. В отношении данного вида деятельности применяется УСН.
Количество работников составляет 20 человек согласно штатному расписанию, в том числе генеральный директор, заместитель генерального директора по правовым вопросам и маркетингу, начальник отдела по управлению персоналом, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер-кассир, начальник автоколонны, главный механик, водители автомобилей, слесари отдела главного механика, охранники.
Деятельность по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств будут осуществлять только два человека.
В каком порядке распределяется численность работников по виду деятельности, переведенному на уплату ЕНВД, и по виду деятельности, подлежащему налогообложению налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН?
Каков порядок учета расходов при одновременном применении УСН и системы налогообложения в виде уплаты ЕНВД?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 августа 2012 г. N 03-11-06/3/61
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке применения положений гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации при одновременном осуществлении налогоплательщиком предпринимательской деятельности, облагаемой в рамках упрощенной системы налогообложения и единым налогом на вмененный доход, и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
Статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении в том числе предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.
В соответствии со ст. 346.29 Кодекса для исчисления суммы единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств используется физический показатель базовой доходности "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".
При этом указанный физический показатель предусмотрен в целях исчисления единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.
Исходя из ст. 346.27 Кодекса под количеством работников понимается среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
Для определения среднесписочной (средней) численности работников с 1 января 2012 г. следует руководствоваться Указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(М) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденными Приказом Росстата от 24.10.2011 N 435.
Одновременно следует отметить, что согласно п. 7 ст. 346.26 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.
В связи с этим налогоплательщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств и иную предпринимательскую деятельность, должен вести раздельный учет работников, занятых в предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, и работников, занятых в иных видах предпринимательской деятельности.
Порядок распределения численности работников административно-управленческого и общехозяйственного персонала при осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, по одному из которых уплачивается единый налог на вмененный доход и в качестве физического показателя используется "количество работников, включая индивидуального предпринимателя", Кодексом не определен.
Поэтому при осуществлении деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, облагаемой единым налогом на вмененный доход, и при осуществлении предпринимательской деятельности, налогообложение которой осуществляется в рамках иного режима налогообложения, для расчета суммы единого налога на вмененный доход следует учитывать общее количество работников, занятых оказанием данных услуг, включая численность административно-управленческого и общехозяйственного персонала.
Кроме того, обращаем внимание, что согласно п. 8 ст. 346.18 Кодекса налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с гл. 26.3 Кодекса, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.
Следовательно, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, должны распределять общехозяйственные расходы в указанном выше порядке.
Согласно п. 5 ст. 346.18 Кодекса при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
В целях применения указанного пункта ст. 346.18 Кодекса распределение суммы расходов, не относящихся к конкретным видам деятельности, между различными видами деятельности осуществляется ежемесячно исходя из показателей выручки (дохода) и расходов за месяц.
При исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, суммы расходов, исчисленных по итогам месяца по удельному весу выручки, полученной от видов деятельности, не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, в общей сумме выручки, полученной от всех видов деятельности, суммируются нарастающим итогом за период с начала налогового периода до отчетной даты.
Также сообщаем, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства.
При этом в соответствии с Положением и Регламентом, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
16.08.2012