Анализ налоговой нагрузки на тотализатор

(Басалаева Е. В.)

("Налоги" (газета), 2006, N 39)

Текст документа

АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ТОТАЛИЗАТОР

Е. В. БАСАЛАЕВА

Басалаева Е. В., кандидат экономических наук, ВЗФЭИ.

Организовать тотализатор сегодня может любое физическое или юридическое лицо. Однако необходимо учитывать, что в ближайшее время в России ожидать от этого бизнеса сверхдоходов не следует, а прямая конкуренция со стороны букмекеров и косвенная со стороны игровых автоматов, казино и других видов игорного бизнеса высока. В первую очередь организаторам следует учитывать то обстоятельство, что характер уплаты налогов с тотализатора таков, что эти расходы следует отнести к постоянным и уплачиваются они вне зависимости от того, получен доход или нет. Поэтому особенно на первых порах возможна ситуация, когда работа происходит "себе в убыток": налоги уплачиваются в большей сумме, чем поступления от тотализатора. Следовательно, риск банкротства особенно велик. В этом смысле анализ налоговой нагрузки на тотализатор представляет несомненный практический интерес. Не меньший интерес представляет этот анализ и с теоретической точки зрения, поскольку позволяет выработать меры по предотвращению перехода налоговой нагрузки в налоговое бремя. Исследование экономических аспектов функционирования тотализатора в России также является довольно актуальным.

С самого начала бега и скачки часто проводились, что называется, "на спор", ставились на их исход и денежные заклады. Игра вскоре стала традиционной для всех испытаний. При этом сформировалось два вида игры, которые существуют на ипподроме и до сих пор: тотализатор и букмекерство.

Согласно "Словарю иностранных слов" букмекер [англ. bookmaker - составляющий книгу] - лицо, собирающее и записывающее заклады от публики на конских состязаниях при устройстве пари (с. 122). Там же находим, что тотализатор - [totalisateur] - 1) механический счетчик, употребляемый на скачках и бегах, показывающий, сколько поставлено на каждую лошадь; 2) игра на деньги на конских состязаниях (с. 695). Аналогичное определение приводится в Советском энциклопедическом словаре: "Тотализатор (от франц. totaliser - подводить итог) на скачках и бегах - счетчик, показывающий денежные ставки, сделанные на определ. лошадь, а также общую сумму ставок. Тотализатором называют также бюро, принимающее ставки на лошадей и выплачивающее выигрыши, и саму игру на деньги" (с. 1355).

Букмекеры - это предприниматели, которые действуют на свой страх и риск. Они самостоятельно устанавливают кратность выплаты выигрыша на принимаемые суммы, в случае если исход события угадан игроком верно. Выигрыш выплачивается в точном соответствии с установленной кратностью и не может быть ни больше, ни меньше. Другими словами, букмекеры определяют повышательные коэффициенты заранее, вне зависимости от объема сделанных ставок. Принимая ставки, букмекер рискует собственными средствами. Поэтому он может стать банкротом, если кратность принимаемых ставок привела к тому, что его обязательства по выплате выигрышей превысили его финансовые возможности и он не располагает достаточными активами, прежде всего денежными средствами, для того, чтобы расплатиться со всеми выигравшими игроками. Букмекеры принимают ставки на исход любых вероятностных событий, не только связанных с ипподромом, - например, на вероятность женитьбы или развода звезд, исход политических выборов и др.

Принцип работы тотализатора совершенно иной. Ставки, принимаемые до старта, учитываются и суммируются, производятся отчисления налогов и иных расходов на функционирование системы, затем происходят расчет процента выплаты и определение размеров конкретных выигрышей. Таким образом, тотализатор рисков для организаторов не несет, так как игра полностью идет на деньги, вносимые игроками. Это позволяет осуществлять и довольно значительные по сравнению с другими видами игры выплаты. Так, например, 6 марта 2005 г. житель Парижа выиграл 3414000 евро, поставив всего 2,5. Ни в одной букмекерской конторе это невозможно. Получены успехи и в первой в России системе пари вне ипподрома. Система была апробирована 27 и 30 августа 2005 г.: 18250 рублей выигрыша получил игрок, поставивший в одинаре 2500 рублей; 10251 рубль в одинаре выиграл игрок, поставивший 1050 рублей. Самым удачливым оказался игрок, поставивший 30 рублей на тройку первых финалистов и выигравший при этом 7293 рубля. Имеются подобные примеры и на других ипподромах. Например, 2 мая 2004 г. на Ростовском ипподроме состоялось открытие скакового сезона. Самая большая сумма выигрыша в этот день составила 3127 рублей на ставку всего в 1 рубль.

Кстати сказать, в отличие от букмекеров тотализатор ассоциируется в первую очередь с ипподромом. Поэтому когда этот же принцип игры (а он в принципе универсален) используется в другом виде спорта, организаторам приходится это уточнять. Поэтому появляются выражения типа "футбольный тотализатор", однако в других областях тотализатор приживается медленно. Вообще говоря, в отличие от рулетки, игровых автоматов и других азартных игр игра на ипподроме предпочтительнее хотя бы с той точки зрения, что здесь помимо случайности действуют и вполне определенные закономерности - например, готовность лошади, ее физическое состояние, квалификация ездока, предшествующие результаты и т. п. Немаловажную роль играет и наличие объективного судейства, призванного исключить разного рода мошенничество на дорожке.

Проведение игр и пари, к которым относится и тотализатор, регулируется как гражданским, так и налоговым законодательством. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22 декабря 1995 г.) (ред. от 2 февраля 2006 г.) устанавливает следующее:

"Статья 1062. Требования, связанные с организацией игр и пари и участием в них

Требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или с участием в них, не подлежат судебной защите, за исключением требований лиц, принявших участие в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари, а также требований, указанных в пункте 5 статьи 1063 настоящего Кодекса.

Статья 1063. Проведение лотерей, тотализаторов и иных игр государством и муниципальными образованиями или по их разрешению

1. Отношения между организаторами лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр - Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, лицами, а для лотерей - юридическими лицами, получившими от уполномоченного государственного или муниципального органа право на проведение таких игр в порядке, установленном Законом, - и участниками игр основаны на договоре.

2. В случаях, предусмотренных правилами организации игр, договор между организатором и участником игр оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа, а также иным способом.

3. Предложение о заключении договора, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, должно включать условия о сроке проведения игр и порядке определения выигрыша и его размере.

В случае отказа организатора игр от их проведения в установленный срок участники игр вправе требовать от их организатора возмещения понесенного из-за отмены игр или переноса их срока реального ущерба.

4. Лицам, которые в соответствии с условиями проведения лотереи, тотализатора или иных игр признаются выигравшими, должен быть выплачен организатором игр выигрыш в предусмотренных условиями проведения игр размере, форме (денежной или в натуре) и срок, а если срок в этих условиях не указан, не позднее десяти дней с момента определения результатов игр либо в иной срок, установленный законом.

5. В случае неисполнения организатором игр указанной в пункте 4 настоящей статьи обязанности участник, выигравший в лотерее, тотализаторе или иных играх, вправе требовать от организатора игр выплаты выигрыша, а также возмещения убытков, причиненных нарушением договора со стороны организатора".

Таким образом, привлечь к гражданской ответственности организатора тотализатора довольно сложно, если все условия заключения сделки соблюдены, так как для этого необходимо доказать факт злоупотреблений. Налоговое законодательство в этом отношении гораздо жестче.

Согласно ст. 333.33 п. 72 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19 июля 2000 г., ред. от 13 марта 2006 г.) уплачивается государственная пошлина за следующие действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием организации и содержания тотализаторов и игорных заведений:

рассмотрение заявления о предоставлении лицензии - 300 рублей;

предоставление лицензии - 3000 рублей;

переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 1000 рублей.

Таким образом, прежде чем организовать тотализатор, юридическое или физическое лицо должно иметь не менее 3300 руб. свободных денежных средств.

При этом организатору тотализатора необходимо оформить целый ряд документов согласно ст. 366:

"2. В целях настоящей главы каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления и форма указанного свидетельства утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения.

3. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.

4. Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.

5. Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.

6. Налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

7. Нарушение налогоплательщиком требований, предусмотренных пунктом 2 либо пунктом 3 настоящей статьи, влечет взыскание с него штрафа в трехкратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

Нарушение налогоплательщиком требований, предусмотренных пунктом 2 либо пунктом 3 настоящей статьи, более одного раза влечет взыскание штрафа в шестикратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта налогообложения".

Далее, согласно ст. 369 установлены налоговые ставки за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25000 до 125000 рублей. В случае если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах: за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 25000 рублей. Следовательно, организатор тотализатора должен иметь в наличии минимум 28300 - 128300 руб. И это без учета возможных штрафных санкций, например, за опоздание с подачей документов на регистрацию.

Если касс тотализатора больше, то указанная сумма налога умножается на количество касс. При этом необходимо напомнить, что под кассой тотализатора в данном случае понимается не окошко выдачи-приема денег, а специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате. Другими словами, окошек приема ставок может быть сколь угодно много, кассой же будет считаться, скажем, место установки компьютерной системы, где ведется общее калькулирование принятых ставок и определяются коэффициенты выплат на каждую возможную комбинацию. Это особенно важно в связи с требованиями ст. 366 о постановке на учет налогоплательщиков, не состоящих на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в п. 1 настоящей статьи, которые обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Фактически это означает, что если на территории субъекта действуют только пункты приема ставок и выдачи выигрышей, а сам расчет не производится, то и объекта налогообложения в данном субъекте не возникает.

Однако необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 368 налоговым периодом признается календарный месяц, т. е. вне зависимости от полученных доходов указанные выплаты необходимо производить ежемесячно. Следовательно, каждый организатор тотализатора в год уплачивает не менее 300 - 1500 тыс. руб. При этом требования к уплате налога также довольно жесткие:

"Статья 371. Порядок и сроки уплаты налога

Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения, указанных в пункте 1 статьи 366 настоящего Кодекса, не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период, в соответствии со статьей 370 настоящего Кодекса".

"Статья 370. Порядок исчисления налога

...2. Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации утверждается Министерством финансов Российской Федерации. Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.

3. При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

4. При выбытии объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа (включительно) текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

При выбытии объекта (объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая выбывший объект (объекты) налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения".

Таким образом, выплаты производятся ежемесячно, не позднее 20-го числа следующего за истекшим месяца. При этом согласно подп. 8 п. 3 ст. 149 НК РФ "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" (в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ) тотализаторы и другие основанные на риске игры (в том числе с использованием игровых автоматов), созданные организациями или индивидуальными предпринимателями игорного бизнеса, не подлежат налогообложению НДС (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации. Кроме того, ст. 274 Кодекса определено, что при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 228 Кодекса физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, исходя из сумм таких выигрышей. Таким образом, поскольку положениями гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса на организаторов лотерей, выплачивающих выигрыши физическим лицам, не возложены обязанности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налога с таких сумм, они не признаются налоговыми агентами.

Учитывая, что требования ст. 230 Кодекса, касающиеся ведения учета доходов и представления в налоговые органы необходимых сведений о выплаченных физическим лицам доходах и суммах удержанных налогов, установлены для налоговых агентов, к организаторам лотерей, не являющимся налоговыми агентами, они применяться не могут.

Однако от уплаты других налогов тотализатор не освобождается. Например, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, являются плательщиками НДФЛ в порядке, предусмотренном гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ, по суммам доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности.

Итак, под налоговой нагрузкой на организацию будем понимать ту часть налоговых обязательств, которая фактически должна быть выплачена организацией и не может быть перенесена на других экономических субъектов (например, через повышение цен) или уменьшена в результате применения налогового планирования, оптимизации налоговых платежей, другими доступными способами. Таким образом, налоговая нагрузка в абсолютном выражении меньше или равна сумме налоговых обязательств. Налоговое бремя организации - это та часть налоговой нагрузки, при которой деятельность организации перестает быть эффективной. Это происходит, когда прибыль на единицу продукции с учетом расходов на налогообложение оказывается меньше либо равной нулю. В этом случае организация прекращает рост и развитие, поскольку не имеет собственных ресурсов. Другими словами, организация не имеет прибыли и денежных средств, которые могли бы быть реинвестированы или иным образом распределены.

Таким образом, доходы и расходы, связанные с организацией тотализатора, на величину уплачиваемого налога не влияют. Денежные доходы, оставшиеся в распоряжении организатора игры после уплаты всех выигрышей, должны превышать величину налога, подлежащего уплате, - 25 - 125 тыс. руб. в месяц в зависимости от региона, в противном случае величина налоговых выплат обернется налоговым бременем. Несмотря на то что для целей налогообложения фактически необходимо ведение раздельного учета доходов и расходов тотализатора, чтобы они исключались из формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, этот учет необходим и для определения налоговой нагрузки. Поскольку величина налога на игорный бизнес не зависит от того, превысила прибыль 25 - 125 тыс. руб. или нет, организатор тотализатора должен самостоятельно отслеживать эту величину для того, чтобы налоговая нагрузка не переходила в налоговое бремя.

Например, налог, подлежащий уплате, составляет 25 тыс. руб. За истекший месяц было сделано ставок на 100 тыс. руб. и выплачено выигрышей на 50 тыс. руб. Если организатор тотализатора не несет других расходов, то налоговая нагрузка составляет 25% и оценивается как не слишком высокая. Однако она существенно возрастает, если организатору необходимо оплатить другие расходы, например выплатить зарплату кассирам и программистам, внести арендную плату за помещение, отремонтировать или переоборудовать рабочие места и др. Очевидно, что если эти расходы превысят 25 тыс. руб., то даже небольшая налоговая нагрузка перейдет в налоговое бремя.

Разумеется, если помимо тотализатора организация занимается и другими видами деятельности, теоретически имеется возможность списать такого рода расходы на другие виды деятельности, однако в этом случае всегда имеется риск возникновения штрафных санкций по налогу на прибыль. Если организация другие виды деятельности не ведет, то учесть расходы для снижения других налогов практически невозможно. Однако если организация занимается и другими видами деятельности, то и расчет налоговой нагрузки необходимо проводить дополнительно по всей организации в целом, т. е. с учетом всех расходов, расходов по всем налогам, всех доходов и той части доходов, которые реально получаются в денежной форме. Тем не менее при грамотной организации тотализатор вполне оправдывает все связанные с ним расходы. Так, например, по некоторым данным, на Центральном Московском ипподроме в неделю ставится около 450 тыс. руб., при таком уровне ставок налог в 125 тыс. руб. в месяц составляет около 8% поступлений, необходимо только следить, чтобы расходы на содержание и обслуживание тотализатора не превышали 1450 тыс. руб., что в сложившихся условиях вполне реально. Кроме того, в пользу тотализатора как бизнеса свидетельствует также и то, что весь доход получается "живыми деньгами", т. е. дебиторская задолженность как таковая фактически отсутствует. Однако необходимо учитывать, что особо важную роль в этом бизнесе играют реклама, а также ряд специфических факторов, как, например, количество стартов, количество стартующих лошадей, количество дней проведения соревнований, обеспечение для лошадей равных шансов, так называемое гандикапирование, когда более сильные стартуют на определенной дистанции сзади или несут больший вес, качество и состояние дорожки и др. Другими словами, здесь, как и вообще в бизнесе, требуется высокая степень профессионализма.

Название документа