В течение семи лет на основании договоров поставки индивидуальный предприниматель (далее - ИП) реализует товары школе-интернату через свои магазины. ИП относил данную реализацию к розничной торговле и применял систему налогообложения в виде ЕНВД. По результатам выездной налоговой проверки налоговый орган доначислил налоги по общей системе налогообложения, указав, что данная реализация относится к оптовой торговле, в отношении которой ЕНВД не уплачивается
На основании Постановления Президиума ВАС РФ от 04.10.2011 N 5566/11 налогоплательщик, который реализует товары на основании договоров поставки бюджетным учреждениям, не имеет право применять систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении данного вида деятельности. До принятия указанного Постановления Президиумом ВАС РФ в судебной практике единообразия по данному вопросу не было.
Правомерна ли позиция налогового органа в данной ситуации?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 августа 2012 г. N 03-11-11/242
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Минфин России не уполномочен принимать решения о прекращении исполнительного производства или об отсрочке исполнения решения налогового органа о взыскании налогов, пеней.
Одновременно обращаем внимание, что гл. 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены порядок и условия предоставления (отсрочки) рассрочки по уплате налогов, пеней.
Органом, уполномоченным по принятию решений о предоставлении отсрочки (рассрочки) на срок, не превышающий один год, по уплате федеральных налогов (за исключениями, указанными в п. 1 ст. 63 Кодекса), является ФНС России, по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту жительства заинтересованного лица.
Перечень оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов предусмотрен п. 2 ст. 64 Кодекса.
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 64 Кодекса отсрочка (рассрочка) по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, если имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога.
Имущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, определено в ст. 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 64 Кодекса заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета.
К заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога прилагаются документы, указанные в п. п. 5 и 5.1 ст. 64 Кодекса.
Таким образом, по вопросу о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, пеней заинтересованное лицо вправе обратиться в соответствующий уполномоченный орган с представлением документов, подтверждающих соответствующее основание, и других документов, предусмотренных п. п. 5 и 5.1 ст. 64 Кодекса.
По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения (п. 6 ст. 64 Кодекса).
Исходя из содержания п. п. 19 - 21 Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа, утвержденного Приказом ФНС России от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ (зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2010 N 18836) (далее - Порядок), изменение срока уплаты налога может быть обеспечено залогом имущества в соответствии со ст. 73 Кодекса, либо поручительством в соответствии со ст. 74 Кодекса, если иное не предусмотрено Кодексом.
Договор поручительства либо договор залога со стороны налогового органа заключается управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения заинтересованного лица. Для оформления договора поручительства либо договора залога заинтересованное лицо и поручитель либо залогодатель должны одновременно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган (рекомендуемые образцы заявлений приведены в Приложениях N 8 и N 9 Порядка).
Кроме того, сообщаем, что в соответствии со ст. ст. 137 и 138 Кодекса обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном разд. VII Кодекса. Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Также следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 198 и ст. 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
15.08.2012