Согласно п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности
Для осуществления строительства пяти жилых домов организация приобрела двенадцать земельных участков. В кадастровых паспортах земельных участков по строке 12 разд. B.1 "Кадастровая стоимость" стоят прочерки. Уполномоченный орган разъяснил, что формулировка вида разрешенного использования земельных участков "под жилую застройку" не позволяет отнести данные участки к определенной группе видов разрешенного использования и определить кадастровую стоимость.
Как исчислить земельный налог в указанном случае?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 августа 2012 г. N 03-05-05-02/85
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления земельного налога в случае отсутствия кадастровой стоимости земельного участка и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 Налогового кодекса).
Согласно п. 14 ст. 396 Налогового кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Одновременно отмечаем, что в соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Правомерность применения нормативной цены земли для целей налогообложения в случае, когда кадастровая стоимость не определена, подтверждается положением п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54.
В соответствии со ст. 25 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1) нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.
Данное положение Закона N 1738-1 находит отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 319.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
15.08.2012