О применении кадастровой стоимости и нормативной цены земли для целей исчисления земельного налога

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 августа 2012 г. N 03-05-04-02/75

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты земельного налога, внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено п. 1 ст. 388 Налогового кодекса.

Согласно ст. 390 Налогового кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

На основании п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Пунктом 1 ст. 391 Налогового кодекса установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 3 ст. 391 Налогового кодекса).

Согласно п. 14 ст. 396 Налогового кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Одновременно отмечаем, что в соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.

Правомерность применения нормативной цены земли для целей налогообложения в случае, когда кадастровая стоимость не определена, подтверждается положением п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54.

Между тем, учитывая, что вопрос о применении для целей налогообложения нормативной цены земли в случае отсутствия кадастровой стоимости земельного участка не урегулирован Налоговым кодексом, он может быть рассмотрен в рамках работы, проводимой по совершенствованию гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

09.08.2012