Можно ли для целей налога на прибыль подтвердить расходы документами, подписанными усиленной неквалифицированной электронной подписью?

Ответ: Для целей подтверждения расходов по налогу на прибыль электронные первичные документы можно подписывать усиленной неквалифицированной электронной подписью, если подписание документов неквалифицированной электронной подписью предусмотрено соглашением между участниками электронного взаимодействия. Данная позиция подтверждена разъяснениями ФНС России. Однако Минфин России придерживается противоположной точки зрения.

Обоснование: В Федеральном законе от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) и Налоговом кодексе РФ вид электронной подписи, которая удостоверяет первичный документ, не определен. Согласно ч. 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. На основании ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия (ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 63-ФЗ).

Однако следует отметить, что в настоящее время существует противоречивая позиция Минфина России и ФНС России по вопросу применения неквалифицированной электронной подписи на первичных документах.

В Письме ФНС России от 17.01.2014 N ПА-4-6/489 указывается, что при наличии юридически действительного соглашения хозяйствующие стороны могут организовать электронный документооборот, применяя простую и (или) усиленную неквалифицированную электронную подпись. Налоговое законодательство предъявляет требование по применению квалифицированной электронной подписи для электронных счетов-фактур и при электронном взаимодействии с налоговыми органами (в том числе сдаче налоговой отчетности).

Но Минфин России ранее разъяснял, что случаи, в которых информация в электронной форме, подписанная неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и НК РФ не определены. Минфин России пришел к выводу, что для целей налогового учета документ, оформленный в электронном виде и подписанный неквалифицированной электронной подписью, не может являться документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью (Письмо от 20.12.2012 N 03-03-06/1/710). Аналогичный вывод сделан в Письме Минфина России от 28.05.2012 N 03-03-06/2/67.

Д. А.Долженко

ООО "Актуальный менеджмент"

21.04.2014