Может ли опубликование на сайте в сети Интернет, принадлежащем публицистическому журналу, статьи, указывающей на признаки нарушения органом местного самоуправления антимонопольного законодательства при размещении муниципального заказа, явиться основанием для проведения ФАС России внеплановой проверки этого органа при условии, что указанный сайт в качестве сетевого издания не зарегистрирован?

Ответ: В рассматриваемом случае статья, указывающая на признаки нарушения органом местного самоуправления антимонопольного законодательства, может являться основанием для внеплановой проверки независимо от регистрации сайта журнала в сети Интернет в качестве сетевого издания в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ).

Обоснование: Согласно п. п. 2, 5 ч. 4 ст. 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

- сообщение и заявление физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

- обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии со ст. 2 Закона о СМИ под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Под распространением продукции средства массовой информации в том числе понимаются предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.

При этом под продукцией средства массовой информации в том числе понимается отдельный выпуск либо обновление сетевого издания.

Согласно ст. 2 Закона о СМИ под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.

Как следует из ст. 8 Закона о СМИ, сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.

Таким образом, антимонопольный орган в рассматриваемой ситуации не может провести внеплановую проверку на основании п. 2 ч. 4 ст. 25.1 Закона N 135-ФЗ.

Однако указанное контрольное мероприятие может быть проведено антимонопольным органом при выявлении признаков нарушения антимонопольного законодательства в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 25.1 Закона N 135-ФЗ. Часть 4 ст. 25.1 Закона N 135-ФЗ содержит и другое основание для проведения внеплановой проверки: обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства (п. 5).

Кроме того, согласно пп. "а" п. 1.3.4 Методических рекомендаций по проведению плановых и внеплановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами, направленных Письмом ФАС России от 25.05.2007 N АЦ/8325, внеплановые проверки осуществляются в случае поступления информации из любых источников о совершении заказчиком действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения.

Таким образом, в рассматриваемом случае статья, указывающая на признаки нарушения органом местного самоуправления антимонопольного законодательства, может являться основанием для внеплановой проверки независимо от регистрации сайта журнала в сети Интернет в качестве сетевого издания в соответствии с Законом о СМИ.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

08.08.2012