Вправе ли антимонопольная служба выдать органам исполнительной власти субъекта РФ предписание с требованием о внесении в нормативный акт субъекта РФ (приказ главы администрации субъекта РФ о проведении размещения заказа на поставку оборудования для нужд администрации и подведомственных учреждений) дополнений, по мнению антимонопольной службы, необходимых для указания в этом акте в целях исполнения антимонопольного законодательства (а именно о запрете при размещении заказа действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции)?
Ответ: Предписание об изменении нормативного акта, нарушающего антимонопольное законодательство, может использоваться антимонопольным органом только в целях исключения из такого акта не соответствующих антимонопольному законодательству положений. Следовательно, антимонопольная служба не вправе предъявлять органам исполнительной власти субъекта РФ требования о внесении в нормативный акт субъекта РФ каких-либо дополнений.
Обоснование: В соответствии с пп. "а" п. 3 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган выдает органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.
В соответствии со ст. 36 Закона N 135-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица) обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
В ст. 17 Закона N 135-ФЗ указаны действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и являются запрещенными при проведении торгов, запроса котировок цен на товары.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 03.04.2012 N 630-О сами по себе предписания антимонопольного органа об отмене или изменении нарушающих антимонопольное законодательство актов силой принудительного исполнения не обладают, а преследуют цель понудить соответствующие органы (организации) и их должностных лиц исполнить содержащиеся в них требования прежде всего в добровольном порядке в условиях, когда полномочиями самостоятельно признавать недействительными (недействующими) такие акты антимонопольные органы не наделены.
Предписание об изменении нормативного акта, нарушающего антимонопольное законодательство, может использоваться антимонопольным органом только в целях исключения из такого акта не соответствующих антимонопольному законодательству положений и не должно содержать требований о внесении в него дополнений, что, в частности, подтверждается положением пп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 23 Закона N 135-ФЗ, наделяющим антимонопольный орган правом обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или частично нормативных правовых актов соответствующих органов или организаций.
Таким образом, антимонопольная служба не вправе предъявлять органам исполнительной власти субъекта РФ требования о внесении в нормативный акт субъекта РФ каких-либо дополнений.
П. С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
08.08.2012