Вправе ли сотрудники налогового органа организовать проведение покупки товаров в целях контроля за соблюдением индивидуальным предпринимателем требований законодательства к порядку применения контрольно-кассовой техники (в частности, обязанности предпринимателя по оформлению документа, подтверждающего прием денег от покупателя)?

Ответ: По нашему мнению, в том числе подтвержденному ВАС РФ, сотрудники налогового органа не вправе самостоятельно производить приобретение товара в целях контроля за соблюдением требований законодательства о ККТ, однако вправе организовать проведение покупки товаров в целях контроля за соблюдением индивидуальным предпринимателем требований законодательства к порядку применения контрольно-кассовой техники с участием покупателя, не являющегося сотрудником налоговых органов. Вместе с тем в связи с отсутствием единого подхода к рассматриваемой проблеме в правоприменительной практике свою позицию заинтересованным лицам, очевидно, придется отстаивать в суде.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон N 941-1) налоговым органам предоставляется право осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике (далее - ККТ), порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) определены следующие полномочия налоговых органов:

осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона N 54-ФЗ;

осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;

проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования Закона N 54-ФЗ.

Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения (далее - Регламент).

Согласно п. 23 Регламента проверка выдачи кассовых чеков специалистами инспекций ФНС России включает в себя приобретение товара (работ, услуг), оплату этих товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт, установление факта оформления (неоформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Указанные действия (процедуры проверки) проводятся специалистами ИФНС России в следующих формах:

форма контроля, основанная на визуальном наблюдении, с применением (без применения) способов видео-, аудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров покупателями (клиентами);

аналитические процедуры, направленные на выявления фактов выдачи или невыдачи кассовых чеков, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

При этом необходимо учитывать следующее.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 N 1988/09 по делу N А56-52210/2007 осуществление контроля за соблюдением законодательства при применении организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы ст. 7 Закона N 54-ФЗ, ст. 7 Закона N 943-1, пп. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506. Указанные нормы не наделяют налоговые органы правом проводить проверочную закупку при осуществлении контроля за использованием ККТ, поскольку проверочная закупка, в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных указанным Законом.

Однако в правоприменительной практике имеется и иная позиция. Верховным Судом РФ в Постановлении от 24.07.2009 N 46-ад09-1 установлено, что оперативно-розыскные мероприятия проводятся только в целях выявления, предупреждения и пресечения уголовных, но не административных правонарушений. В данном случае налоговые органы, осуществляя контрольную закупку, действуют в пределах полномочий, определенных Законом N 54-ФЗ, который не содержит каких-либо запретов или ограничений действий налоговых органов по осуществлению предусмотренной законом обязанности контроля за его соблюдением, в том числе запрета на осуществление контрольной закупки.

Аналогичная позиция отражена Минфином России в Письме от 07.02.2006 N 03-01-15/1-23 (направлено Письмом ФНС России от 28.03.2006 N ММ-6-06/332@), согласно которому покупка товара (заказ услуги), проведенная в рамках проверки применения контрольно-кассовой техники, не выходит за рамки полномочий налогового органа по контролю за соблюдением Закона N 54-ФЗ. После проведенной покупки (заказа) проверяющие должны предъявлять руководителю или другому должностному лицу организации (представителю индивидуального предпринимателя) поручение налогового органа, служебные удостоверения и документально оформить результаты проверки соблюдения законодательства о применении ККТ.

ФНС России в Письме от 11.01.2009 N ШС-22-2/1@ разъяснено, что при решении указанного вопроса налоговым органам необходимо учитывать сложившуюся в регионе судебную практику.

Таким образом, по нашему мнению, подтвержденному ВАС РФ, сотрудники налогового органа не вправе самостоятельно производить приобретение товара в целях контроля за соблюдением требований законодательства о ККТ. Однако запрет на организацию подобной покупки с участием покупателя, не являющегося сотрудником налоговых органов, законодательством не установлен. Вместе с тем в связи с отсутствием единого подхода к рассматриваемой проблеме в правоприменительной практике свою позицию заинтересованным лицам, очевидно, придется отстаивать в суде.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

08.08.2012