Индивидуальный предприниматель (ИП) осуществляет розничную продажу бытовой техники через магазин с торговым залом менее 150 кв. м, в отношении указанной деятельности применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. Также ведется деятельность, в отношении которой применяется УСН. Организации, школы, детские сады, бюджетные организации приобретают товар для своих нужд по безналичному расчету, ИП заключает с ними договоры розничной купли-продажи, выписывает счета без НДС, товарные накладные, оформляет и заполняет гарантийные талоны, сохраняя фирменную гарантию производителя

Вся бытовая техника продается с гарантийными обязательствами продавца. Товар проверяется и выдается в торговом зале магазина. Гарантийные обязательства перед покупателями, расплачивающимися по наличному и безналичному расчету, одинаковые. Товар приобретается для личного, семейного и другого использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, не для перепродажи.

Правомерно ли отнесение вышеуказанной деятельности к розничной торговле в целях ЕНВД?

Между ИП и органами социальной поддержки населения заключен контракт на поставку нескольких холодильников для лиц, пострадавших от пожара.

В контракте указано, что ИП должен доставить холодильники по определенным адресам, пофамильно каждому пострадавшему. Они осматривали холодильники внешне, проверяли их на уровень шума в торговом зале магазина, каждому пострадавшему индивидуально был оформлен гарантийный талон и доставлен холодильник по указанному им адресу. Товар предназначался для личного потребления каждого пострадавшего от пожара. В течение 3 лет ИП перед каждым из них будет нести гарантийные обязательства.

Доставка крупногабаритного товара осуществляется до квартиры всем покупателям, кому это необходимо.

Можно ли отнести реализацию товара по контракту к розничной торговле в целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД или данная реализация должна облагаться налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 8 августа 2012 г. N 03-11-11/229

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее.

В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 указанной статьи Кодекса, в том числе в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.

Согласно ст. 346.27 Кодекса под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

При этом отношения между продавцом и покупателем регламентируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Исходя из ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Статьей 506 ГК РФ установлено, что по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Таким образом, из содержания ст. ст. 492 и 506 ГК РФ следует, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой торговли, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара.

Статьей 493 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено законом или договором, договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Соответственно, к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи, независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары.

При этом определяющим признаком договора розничной купли-продажи в целях применения единого налога на вмененный доход является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности.

Обращаем внимание, что к розничной торговле не относится реализация в соответствии с договорами поставки.

В связи с этим предпринимательская деятельность в сфере реализации товаров, осуществляемая на основании договоров поставки, независимо от формы расчетов (наличной или безналичной), не подпадает под действие гл. 26.3 Кодекса и должна облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения.

Также не относится к розничной торговле и не может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход предпринимательская деятельность, связанная с реализацией товаров по государственным (муниципальным) контрактам.

В случае осуществления как розничной, так и оптовой торговли следует учитывать положения п. 7 ст. 346.26 Кодекса об обязательности ведения раздельного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

Кроме того, сообщаем, что выставление товарных накладных и счетов-фактур само по себе не свидетельствует об оптовом характере реализации товара, что подтверждается судебной практикой (например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.11.2009 N А33-2713/2009, от 25.06.2009 N А19-12740/08 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 02.11.2009 N ВАС-13465/09), Постановление ФАС Поволжского округа от 09.07.2009 N А72-7445/2008 и т. д.).

Одновременно следует отметить, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства. При этом в соответствии с Положением и Регламентом, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Исходя из пп. 1 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

08.08.2012