По мнению налогоплательщика, Постановление Правительства Москвы от 31.05.2011 N 238-ПП "Об установлении коэффициента пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности" нарушает права налогоплательщиков - физических лиц, так как вносит изменения в порядок расчета налога на имущество физических лиц в сторону его увеличения с 01.01.2011. Это противоречит ст. 57 Конституции РФ, п. 2 ст. 5 НК РФ, прямо указывающим, что нормы, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Кроме того, данное Постановление нарушает порядок формирования и исчисления налога на имущество физических лиц, установленный Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (п. п. 2 и 4 ст. 5). Правомерна ли позиция налогоплательщика?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 8 августа 2012 г. N 03-05-06-01/39

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.

Правовое регулирование налогообложения имущества физических лиц осуществляется законодательством о налогах и сборах, а также нормативными правовыми актами гражданского законодательства и иных отраслей законодательства Российской Федерации, используемыми для целей налогообложения, с соблюдением установленных Конституцией Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации гарантий прав налогоплательщиков.

На основании ст. 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1) исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Сведения об инвентаризационной стоимости, необходимые для исчисления налога на имущество физических лиц, должны представляться в налоговые органы органами, осуществляющими государственный технический учет, ежегодно до 1 марта.

Расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости осуществляется БТИ исходя из восстановительной стоимости, определенной по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости, с ее последующим пересчетом в уровень цен текущего года по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденный Приказом Минстроя России от 04.04.1992 N 87 "Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности").

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, в компетенцию Минфина России не входит проведение экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Одновременно обращается внимание, что Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О выражена правовая позиция о распространении ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации на нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

08.08.2012