О правомерности отказа в государственной регистрации ликвидации товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) в случае представления в регистрирующий орган в ноябре 2011 г. заявления о прекращении деятельности ТСЖ и ликвидационного баланса, составленного и утвержденного в июле 2009 г.; об обязанности ТСЖ, находящегося в процессе ликвидации, составлять и представлять бухгалтерскую отчетность, а также о порядке составления и представления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 7 августа 2012 г. N СА-4-7/13101
Федеральной налоговой службой (далее - ФНС России) получено обращение представителя инициативной группы собственников помещений в многоквартирном доме (далее - представитель, заявитель) по вопросу разъяснения налогового законодательства.
Исходя из текста обращения представитель является собственником помещений в многоквартирном доме, который состоит из встроенно-пристроенных помещений общей площадью около 20 000 кв. м и 1400 квартир.
В 2006 г. собственниками в строящемся доме было создано ТСЖ, затем в 2008 г. было принято решение о ликвидации ТСЖ. В 2010 г. в ТСЖ вступила большая часть собственников квартир, инициативной группой проведено собрание ТСЖ, принято решение о прекращении процедуры ликвидации, избран новый председатель. ТСЖ начало вновь осуществлять хозяйственную деятельность, открыло банковские счета, заключало договоры.
В 2011 г. решением районного суда решения собрания членов ТСЖ, проведенного в 2010 г., о прекращении процедуры ликвидации признаны недействительными.
После этого в ноябре 2011 г. назначенный в 2008 г. ликвидатор подал в регистрирующий орган заявление по форме N Р16001 о прекращении деятельности ТСЖ в связи с его ликвидацией. При этом в регистрирующий орган был представлен ликвидационный баланс, составленный и утвержденный в июле 2009 г.
Представитель просит разъяснить:
- является ли представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс за 2009 г. надлежащим документом, необходимым и достаточным для государственной регистрации ликвидации юридического лица, соответствующим требованиям закона, при условии, что заявление о прекращении деятельности и ликвидационный баланс подаются в ноябре 2011 г.;
- на какую дату должен быть составлен ликвидационный баланс;
- является ли обязательным использование формы N 1 "Бухгалтерский баланс" (Приложение к Приказу Минфина России от 22.07.2003 N 67н).
ФНС России рассмотрела вышеуказанные вопросы и сообщает следующее.
Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников).
В п. п. 1 и 2 ст. 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.
Статьей 63 ГК РФ установлен порядок ликвидации юридического лица.
Пунктом 1 ст. 63 ГК РФ установлено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Таким образом, если организация в установленном порядке уведомила налоговый орган о начале процедуры ликвидации, а налоговый орган какие-либо требования об уплате налогов и сборов не предъявлял, то организация может продолжать процедуру ликвидации на общих основаниях. В частности, в соответствии с п. 5 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица.
Согласно требованиям п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
При этом согласно Постановлению Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.07.2008 N Ф04-4604/2008(8853-А70-37) осуществление государственной регистрации ликвидации юридического лица невозможно без соблюдения достоверности сведений о порядке ликвидации.
Арбитражный суд указал, что принцип достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных при государственной регистрации ликвидации юридического лица, должен распространяться в том числе и на ликвидационный баланс.
В п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, в частности, в пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ содержится такое основание для отказа в государственной регистрации, как непредставление заявителем определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
При этом из содержания пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ не представляется возможным определить, будет ли ликвидационный баланс, представленный для государственной регистрации ликвидации юридического лица и содержащий недостоверные сведения, считаться непредставленным.
Так, Федеральный арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 23.11.2010 N Ф09-9690/10-С4 согласился с выводом суда первой инстанции о том, что ликвидационный баланс, содержащий недостоверные сведения, обоснованно расценен регистрирующим органом как непредставленный.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в Постановлении от 27.10.2010 по делу N А54-154/2010 при схожих обстоятельствах согласился с выводом суда первой инстанции о том, что представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения, в силу прямого указания пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ, является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
КонсультантПлюс: примечание.
Текст нижеследующего абзаца приведен в точном соответствии с оригиналом.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в Постановлениях от 07.12.2010 N, от 22.10.2010 N 07АП-8759/10 также сделал вывод, что ликвидационный баланс при регистрации ликвидации юридического лица считается непредставленным (отсутствующим), если содержащиеся в нем сведения являются недостоверными.
Схожий вывод усматривается также в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2010 N 09АП-16906/2010, Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29.04.2011 N Ф09-2285/11-С4.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, ФНС России считает, что в случае представления для государственной регистрации ликвидации юридического лица ликвидационного баланса за 2009 г., который не характеризует фактическое финансовое положение организации на дату подачи заявления о прекращении деятельности и не идентичен финансовому положению на вышеуказанную дату, данный ликвидационный баланс содержит недостоверные финансовые сведения о юридическом лице.
Следовательно, у регистрирующего органа имеются основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица вследствие того, что на государственную регистрацию не были представлены все необходимые и достаточные документы, предусмотренные действующим законодательством, а именно не был представлен надлежащий и достоверный ликвидационный баланс.
Кроме того, должностное лицо, ответственное за представление данного баланса на государственную регистрацию, может быть привлечено регистрирующим органом к административной ответственности в соответствии с ч. 3 либо 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 48 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, организация, находящаяся в процессе ликвидации, обязана составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в общем порядке.
Кроме того, после окончания срока для предъявления требований кредиторами (п. 1 ст. 63 ГК РФ) составляется промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечне требований кредиторов и результаты их рассмотрения. Составленный баланс утверждает орган, принявший решение о ликвидации (п. 2 ст. 63 ГК РФ).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который, как и промежуточный, должен утвердить орган, принявший решение о ликвидации (п. 5 ст. 63 ГК РФ). Ликвидационный баланс является одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете).
Поскольку действующим законодательством не утверждены специальные формы промежуточного и ликвидационного балансов, используется бланк обычного бухгалтерского баланса, утвержденный Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н, с соответствующей пометкой ("Промежуточный ликвидационный баланс" либо "Ликвидационный баланс").
При этом обращаем внимание, что вышеуказанный Приказ признан утратившим силу в соответствии с Приказом Минфина России от 22.09.2010 N 108н "О признании утратившими силу Приказов Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 г. N 67н, от 31 декабря 2004 г. N 135н и отдельных положений Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 115н".
Следовательно, целесообразно представлять ликвидационный баланс, используя бланк обычного бухгалтерского баланса, утвержденный Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
С. А.АРАКЕЛОВ
07.08.2012