Организация, заключившая трудовой договор на должность бухгалтера с гражданином, до этого занимавшим должность главного специалиста - эксперта отдела планирования, финансирования и отчетности по государственным капитальным вложениям управления государственных капитальных вложений Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и уволенным с государственной гражданской службы за месяц до устройства на работу в организацию, не сообщила в установленном порядке о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы. Существует ли возможность признания данного правонарушения малозначительным при рассмотрении вопроса о привлечении организации к административной ответственности?

Ответ: В случае когда организация совершила правонарушение, предусмотренное ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях и выразившееся в несообщении в установленном порядке о заключении трудового договора с гражданином, до этого занимавшим должность главного специалиста - эксперта отдела планирования, финансирования и отчетности по государственным капитальным вложениям в управлении государственных капитальных вложений Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (откуда он уволился за месяц до трудоустройства), существует возможность признания такого правонарушения малозначительным в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Обоснование: В соответствии со ст. 64.1 Трудового кодекса РФ работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 21.07.2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" установлено, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разд. III Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы:

а) имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821;

б) обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров в случае, предусмотренном пп. "а" настоящего пункта, сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Как следует из Приказа Роспечати от 21.01.2014 N 4, должность главного специалиста - эксперта отдела планирования, финансирования и отчетности по государственным капитальным вложениям управления государственных капитальных вложений Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям включена в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Следовательно, организация, которая заключила трудовой договор на должность бухгалтера с гражданином, до этого занимавшим должность главного специалиста - эксперта отдела планирования, финансирования и отчетности по государственным капитальным вложениям управления государственных капитальных вложений Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и уволенным с государственной гражданской службы за месяц до устройства на работу в организацию, обязана в установленном порядке сообщить о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы.

Согласно ст. 19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Частью 4 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ также установлено, что работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч. 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как указано в ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 12.8, 12.26 КоАП РФ.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В п. 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Обратимся к исследованию судебной практики по вопросу возможности признания малозначительности правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.29 КоАП РФ.

В Постановлении заместителя председателя Свердловского областного суда от 26.06.2013 N 4а-292/2013 указано, что, поскольку правонарушение в сфере противодействия коррупции существенно нарушает охраняемые законом интересы государства и имеет повышенную общественную опасность, доводы о малозначительности совершенного правонарушения не могут быть приняты во внимание.

В Постановлении Верховного суда Республики Калмыкия от 20.12.2013 N 4А-71/13 отмечено, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, заключается в противоправном бездействии, выразившемся в неуведомлении представителя нанимателя (работодателя) по прежнему месту службы принимаемого на работу им бывшего государственного или муниципального служащего.

Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 19.29 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении работодателя к исполнению своих обязанностей.

Санкция ст. 19.29 КоАП РФ устанавливает значительные суммы штрафа за несоблюдение требований федеральных законов, направленных на противодействие коррупции, правонарушениям против порядка управления, в связи с чем вывод мирового судьи о малозначительности совершенного правонарушения только по мотиву ненаступления общественно опасных последствий основан на неправильном применении норм материального права.

В Постановлении Архангельского областного суда от 29.10.2013 N 4а-566 указано, что судья районного суда нашел правильным признание ООО виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ. Однако, учитывая фактические обстоятельства дела, отсутствие негативных последствий деяния, суд второй инстанции мотивированно признал данное деяние малозначительным и принял решение отменить постановление мирового судьи и прекратить производство по делу.

Протест заместителя прокурора области (в котором был поставлен вопрос об отмене решения судьи районного суда с учетом того, что совершенное ООО административное правонарушение не является малозначительным) не содержит данных о причинении бездействием ООО вреда и наступлении последствий, представляющих существенное нарушение прав граждан, интересов общества и государства.

Анализируя судебную практику, следует заключить, что признание малозначительным правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.29 КоАП РФ, возможно.

Е. В.Соснов

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

21.04.2014