При трудоустройстве у работника отсутствовала трудовая книжка (как объяснил работник, в связи с ее утратой). На основании его письменного заявления ему завели новую трудовую книжку. Позже работник принес утерянную трудовую книжку и попросил продолжить также заполнять и ее. Как целесообразно поступить в этом случае работодателю?
Ответ: Работодателю, оформившему работнику при его приеме на работу новую трудовую книжку (по письменному заявлению работника в связи с утратой предыдущей трудовой книжки), при последующем предъявлении работником утерянной трудовой книжки целесообразно продолжать вносить записи в заведенную им при приеме работника трудовую книжку. Ведение одновременно двух трудовых книжек законодательством РФ не предусмотрено.
Обоснование: Согласно ст. 65 Трудового кодекса РФ трудовая книжка является документом, обязательным для предъявления при устройстве на работу (за исключением случаев, когда работник устраивается на работу впервые или на условиях совместительства).
В соответствии с ч. 5 ст. 65 ТК РФ в случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.
Вопросы ведения трудовых книжек регулируются Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, и Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69.
Названными актами ведение одновременно двух трудовых книжек не предусмотрено. В данной ситуации, полагаем, работодателю целесообразно продолжить вносить записи в трудовую книжку, заполненную при поступлении работника на работу.
Другую (вторую) трудовую книжку работник предъявит в пенсионные органы при оформлении пенсии для подтверждения трудового стажа.
Д. Н.Конькова
Федеральная служба
по труду и занятости
06.08.2012