После прекращения работы застрахованного лица у соответствующего работодателя справка о сумме заработной платы выдается по его заявлению. При этом бывший работник вправе подать заявление о выдаче справки о сумме заработной платы через представителя, имеющего на то полномочия. Вправе ли такой работник в указанной ситуации не только обратиться, но и получить справку также через своего представителя?

Ответ: Справка о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы по предыдущему месту работы работника, может быть получена через представителя работника, имеющего полномочия на ее получение.

Обоснование: Страхователи обязаны выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы или по его письменному заявлению после прекращения работы у данного страхователя (не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления) справку о сумме заработка (на которую были начислены страховые взносы) за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий календарный год (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон)).

То есть, исходя из положений п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона, после прекращения работы справка должна быть выдана именно застрахованному лицу (работнику) и именно по его заявлению. Возможность застрахованного лица обратиться за справкой или получить ее через представителя Законом не предусмотрена.

Однако данная справка должна быть выдана по утвержденной форме и в соответствии с Порядком выдачи справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой, и текущий календарный год (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17.01.2011 N 4н). А указанным Порядком прямо предусмотрена возможность подачи заявления не только самим застрахованным лицом, но и его законными представителями или доверенными лицами. При этом не указано лицо, которому выдается справка, но указано, что справка выдается по заявлению застрахованного лица, его законного представителя либо доверенного лица. При обращении с заявлением доверенного лица представляются документы, удостоверяющие его личность и полномочия (п. п. 3 и 4 названного Порядка).

С учетом вышеизложенного, считаем, что через представителя можно не только подать заявление, но и получить справку о сумме заработка за два календарных года при наличии у доверенного лица соответствующих полномочий в доверенности. При этом подойдет простая письменная доверенность, так как обязательное нотариальное удостоверение предусмотрено лишь для доверенностей физических лиц - плательщиков страховых взносов (ч. 3, 5, 9 ст. 5.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

Д. И.Воробьев

Издательство "Главная книга"

06.08.2012