Организацией с уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ в феврале 2014 г. по результатам открытого конкурса заключен контракт на оказание услуг по хранению товара, срок хранения определен как 31.03.2014. Согласно контракту он вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 31.03.2014. По 31.03.2014 включительно поклажедатель не забрал свой товар обратно, а забрал только в мае 2014 г. Вправе ли организация требовать выплаты соразмерного вознаграждения за период с 01.04.2014 по дату фактического возвращения товара поклажедателю, учитывая, что речь идет о государственном контракте со сроком действия до 31.03.2014?
Ответ: Организация в указанной ситуации вправе требовать выплаты соразмерного вознаграждения за период с 01.04.2014 по дату фактического возвращения товара поклажедателю.
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Закон N 44-ФЗ прямо не регулирует вопрос относительно выплаты вознаграждения за хранение товара по истечении срока хранения и срока действия контракта.
В силу п. 4 ст. 896 Гражданского кодекса РФ, если по истечении срока хранения находящаяся на хранении вещь не взята обратно поклажедателем, он обязан уплатить хранителю соразмерное вознаграждение за дальнейшее хранение вещи. Это правило применяется и в случае, когда поклажедатель обязан забрать вещь до истечения срока хранения.
По нашему мнению, данная норма подлежит применению и к рассматриваемым отношениям.
Таким образом, организация вправе требовать выплаты соразмерного вознаграждения за период с 01.04.2014 по дату фактического возвращения товара поклажедателю, даже несмотря на то, что речь идет о государственном контракте со сроком действия до 31.03.2014.
Следует отметить Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2013 N 05АП-15094/2013. Удовлетворяя иск организации к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в субъекте РФ и к Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) о взыскании задолженности и неустойки, суд отклонил довод об отсутствии оснований для оплаты оказанных услуг после 31.12.2012 - окончания срока государственного контракта, мотивированный ссылкой на положение контракта, в силу которого он вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 31.12.2012. Как отметил суд, данный довод сформулирован без учета положений п. 4 ст. 896 ГК РФ, и окончание срока действия договора не освобождает поклажедателя от оплаты оказанных после прекращения договора услуг по хранению, если только он не уведомил хранителя о намерении вывезти имущество (не предпринял попытки для осуществления вывоза).
По нашему мнению, данный вывод суда актуален и после 01.01.2014 (даты вступления в силу Закона N 44-ФЗ), в частности, в отношении услуг по хранению, оказываемых на основании государственного контракта.
Е. В.Соснов
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
21.04.2014