Организация владеет на праве собственности автозаправочной станцией, расположенной на земельном участке, находящемся в государственной собственности. Управление Росимущества (далее - управление) в ответ на заявление организации отказало последней в предоставлении в собственность указанного земельного участка. Решение управления мотивировано расположением на указанном земельном участке резервуара пожаротушения, трубопровода технологического. Управление считает, что указанные объекты предназначены для использования водных ресурсов, а значит, являются гидротехническими сооружениями и земельный участок под этими объектами является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в собственность. Организация считает отказ управления неправомерным, поскольку указанные объекты не относятся к числу гидротехнических сооружений; организацией представлены в управление все необходимые документы, содержащие достоверную информацию. Правомерен ли в представленном случае отказ управления?

Ответ: Если управление Росимущества в ответ на заявление организации, которая владеет на праве собственности автозаправочной станцией, расположенной на земельном участке, находящемся в государственной собственности, отказало последней в предоставлении в собственность указанного земельного участка, поскольку на нем расположены резервуар пожаротушения и трубопровод технологический, предназначенные для использования водных ресурсов, а значит, данные объекты являются гидротехническими сооружениями, считаем, что в представленном случае отказ Росимущества неправомерен, поскольку законодательство РФ не относит перечисленные объекты к числу гидротехнических сооружений. Кроме того, организацией были представлены в адрес управления все необходимые документы.

Обоснование: В соответствии с пп. 10 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений.

Абзацы 1, 2 п. 1 ст. 36 ЗК РФ гласят, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

В представленной ситуации организация владеет на праве собственности автозаправочной станцией, расположенной на земельном участке, находящемся в государственной собственности. Управление в ответ на заявление организации отказало последней в предоставлении в собственность указанного земельного участка. Решение управления мотивировано расположением на указанном земельном участке резервуара пожаротушения, трубопровода технологического.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

В соответствии с абз. 1 - 3 п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, кроме документов, предусмотренных указанным перечнем.

В представленной ситуации организация считает отказ управления неправомерным, указывает, что данные объекты не относятся к числу гидротехнических сооружений; организацией представлены в управление все необходимые документы, содержащие достоверную информацию.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 31.08.2012 N А08-7928/2011 в отношении аналогичной ситуации указано, что, отказывая в предоставлении в собственность организации спорного земельного участка, управление сослалось на наличие на данном земельном участке гидротехнических сооружений (очистных сооружений, резервуара пожаротушения и трубопровода технологического), предназначенных для использования водных ресурсов. Суд исследовал данный вопрос и пришел к выводу о том, что названные объекты не подпадают под понятие гидротехнического сооружения. При таких обстоятельствах суд по праву признал отказ управления организации в приобретении в собственность земельного участка незаконным.

Таким образом, учитывая изложенное, считаем, что в представленном случае является неправомерным вынесенный управлением в адрес организации отказ. Законодательство РФ не относит перечисленные объекты к числу гидротехнических сооружений. Организацией были представлены в адрес управления все необходимые документы. Аналогичная позиция отражена в Постановлении ФАС Центрального округа от 31.08.2012 N А08-7927/2011.

А. А.Болдырь

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

21.04.2014