Администрацией городского округа (далее - администрация) изменена схема организации дорожного движения на дороге местного значения: ликвидированы наземные пешеходные переходы, расположенные в непосредственной близости от участка кругового движения. Администрация пояснила, что целью указанных действий являются безопасность и увеличение пропускной способности данного участка дороги. Организация считает, что действиями администрации нарушены ее права, поскольку основной поток посетителей принадлежащего организации торгового центра проходил через ликвидированные наземные пешеходные переходы и что действия администрации напрямую не направлены на обеспечение безопасности дорожного движения. Правомерна ли в данном случае позиция организации?
Ответ: Администрация городского округа вправе ликвидировать наземные пешеходные переходы на дороге местного значения, расположенные в непосредственной близости от участка кругового движения, в связи с необходимостью увеличения пропускной способности указанного участка дороги. Организация неправомерно полагает, что данными действиями администрации нарушены ее права, так как основной поток посетителей принадлежащего организации торгового центра проходил через ликвидированные наземные пешеходные переходы.
Обоснование: В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемой ситуации администрация в целях увеличения пропускной способности участка дороги, расположенного в непосредственной близости от участка кругового движения, изменила схему организации дорожного движения: ликвидировала расположенные там наземные пешеходные переходы.
В соответствии с п. п. 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 3 ст. 15 Закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности является основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения.
В рассматриваемом случае организация считает, что действиями администрации нарушено ее право на осуществление хозяйственной деятельности, поскольку основной поток посетителей принадлежащего организации торгового центра проходил через ликвидированные наземные пешеходные переходы.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона N 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Законом N 257-ФЗ. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Согласно п. 13.9 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее - ПДД), на перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения. На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения. В случае если перед перекрестком с круговым движением установлен знак 4.3 в сочетании со знаком 2.4 или 2.5, водитель транспортного средства, находящегося на перекрестке, пользуется преимуществом перед выезжающими на такой перекресток транспортными средствами.
В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 14.02.2013 N А53-22091/2011 суд в отношении аналогичной ситуации указывает, что наличие в непосредственной близости от места кругового движения светофоров и пешеходных переходов создает дополнительные препятствия для пропускной способности автомобилей, направляющихся в сторону кругового движения, поскольку водители должны останавливаться, соблюдая знак 2.4 "Уступите дорогу" или 2.5 "Движение без остановки запрещено" ПДД. Изменения схемы дорожного движения на спорном участке направлены на повышение безопасности дорожного движения и увеличение пропускной способности автодороги на кольцевом пересечении проспекта Космонавтов - улицы Волкова, а обжалуемые действия администрации не нарушают прав организации и не возлагают на нее обязанностей.
Таким образом, учитывая изложенное, считаем, что в рассматриваемом случае позиция организации является неправомерной. Изменения схемы дорожного движения на спорном участке направлены на повышение безопасности дорожного движения и увеличение пропускной способности автодороги на кольцевом пересечении. Обжалуемые действия администрации не нарушают прав организации и не возлагают на нее обязанностей.
А. А.Болдырь
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
21.04.2014