Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года
(Блинков О. Е.) ("История государства и права", 2006, N 11) Текст документаОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И РЕСПУБЛИК 1991 ГОДА
О. Е. БЛИНКОВ
Блинков О. Е., кандидат юридических наук, доцент, член Российской академии юридических наук.
Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятые Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г. (далее - Основы 1991 г.), стали последней попыткой кодификации советского гражданского права. Это было удивительное время, когда все уже понимали, что в той форме, в которой существовало объединение республик, советское союзное государство не сохранить, но какое государственное устройство выбрать, никто тогда еще не знал, поэтому, наверное, Основы и получили свое название без слова "союзных". Основы 1991 г. содержали нормы, определяющие основное содержание подотраслей и институтов гражданского права, в том числе в области регулирования наследственных отношений. Следует отметить, что архитектонически правила о наследовании были выстроены иначе, чем это делалось в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. (далее - Основы 1961 г.). Основы 1991 г. содержали только три статьи, которые были посвящены общим положениям о наследовании (ст. 153), наследованию по закону (ст. 154) и завещанию (ст. 155), которые практически полностью копировали Основы 1961 г., за исключением следующих положений. Во-первых, перечисляя наследников по закону, Основы 1991 г. не указали, что внуки и правнуки наследодателя являются наследниками по закону, если ко времени открытия наследства нет в живых того из их родителей, который был бы наследником, и наследуют поровну в той доле, которая причиталась бы при наследовании по закону их умершему родителю (абз. 2 ст. 118 Основ 1961 г.). Во-вторых, Основы 1991 г. обошли молчанием таких наследников по закону, как нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти, которые при наличии других наследников по Основам 1961 г. наследовали наравне с наследниками той очереди, которая призывалась к наследованию (абз. 4 ст. 118 Основ 1961 г.). В-третьих, Основы 1991 г. не назвали государство наследником по закону, к которому переходит имущество умершего по праву наследования, если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследства, либо все наследники лишены завещателем наследства (абз. 3 ст. 117 Основ 1961 г.). В-четвертых, Основы 1991 г. не предусмотрели, что предметы обычной домашней обстановки и обихода переходят к наследникам по закону, проживавшим совместно с наследодателем, независимо от их очереди и наследственной доли, условия наследования которых устанавливались законодательством союзных республик (абз. 4 ст. 118 Основ 1961 г.), напротив, указав, что вклады граждан в банках наследуются по общим правилам (п. 4 ст. 153). В-пятых, устанавливая правила наследования по завещанию, Основы 1991 г. определили, что наследодатель может в завещании лишить права наследования одного, нескольких или всех наследников по закону (п. 1 ст. 155). В качестве обязательной была введена нотариальная форма завещания, если законодательными актами для него не установлена иная форма (п. 2 ст. 155 Основ 1991 г.). Также Основы 1991 г. отказались от определения обязательной доли, предоставив это право республикам в законодательных актах, равно как позволив им определять других нетрудоспособных и несовершеннолетних наследников, имеющих право на обязательную долю, помимо нетрудоспособных и несовершеннолетних наследников первой очереди (п. 3 ст. 155 Основ 1991 г.). Ранее эта доля по Основам 1961 г. не должна была быть менее двух третей доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (абз. 2 ст. 119). Все это свидетельствует о том, что в Основах 1991 г. предполагалось существенно расширить компетенцию союзных республик при разработке и принятии республиканских гражданских кодексов в области названных вопросов в области наследования. Пожалуй, наиболее принципиальным изменением стало предложение установления порядка наследования вкладов граждан в банках по общим правилам (п. 4 ст. 153 Основ 1991 г.). Ранее согласно ст. 561 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. граждане, имеющие вклады в государственных трудовых сберегательных кассах или в Государственном банке СССР, имели право сделать распоряжение сберегательной кассе или банку о выдаче вклада в случае своей смерти любому лицу или государству. В этих случаях вклад не входил в состав наследственного имущества и на него не распространялись правила о наследовании по закону и завещанию, в том числе об обязательной доле. Порядок распоряжения на случай смерти вкладами в государственных сберегательных кассах и Государственном банке СССР по специальным указаниям вкладчиков определялся уставами названных кредитных учреждений и изданными в установленном порядке правилами. И только в том случае, если вкладчик не делал распоряжения сберегательной кассе или банку, в случае смерти его вклад переходил к наследникам на общих основаниях. В Постановлении Верховного Совета СССР от 31 мая 1991 г. N 2212-I "О введении в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик" (далее - Вводное постановление) указывалось, что Основы вводятся в действие с 1 января 1992 г. и применяются к гражданским правоотношениям, возникшим с 1 января 1992 г. (п. п. 1, 3). По гражданским правоотношениям, возникшим до указанной даты, Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик должны были применяться к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения их в действие. Вводное постановление предусматривало, что впредь до приведения законодательства Союза ССР и республик в соответствие с Основами акты законодательства Союза ССР и республик должны были бы применяться, поскольку они не противоречат Основам. При этом изданные до введения в действие Основ решения Правительства СССР и правительств республик по вопросам, которые согласно Основам могут регулироваться только законодательными актами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законодательных актов, а акты законодательства Союза ССР по вопросам, которые в соответствии с Основами могут регулироваться только законодательством республик, - впредь до введения в действие соответствующих актов республиканского законодательства (п. 2). Также Вводное постановление определяло, что порядок наследования вкладов, предусмотренный п. 4 ст. 153 Основ, применяется к вкладам в банках независимо от времени их внесения, если открытие наследства произошло после 1 января 1992 г. (п. 13). Основы 1991 г. должны были стать законом, в котором давалось решение вопросов по наиболее важным правовым институтам гражданского права и устанавливались нормы, имеющие принципиальное значение как для практики применения гражданских законов, так и для последующего развития советского гражданского права <1>. В соответствии с Основами 1991 г. в республиках СССР должны были быть приняты кодифицированные акты (гражданские кодексы) без существенных (концептуальных) расхождений с подходами, предложенными в Основах, что обеспечивало унификацию советского гражданского законодательства, однако в связи с распадом СССР как Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик этот акт не вступил в действие, приобретя при создании национального законодательства совершенно иное значение и юридическую силу. -------------------------------- <1> Об этом см.: Советское гражданское право. Т. 1 / Под ред. О. А. Красавчикова. М., 1970. С. 57.
Основы 1991 г. на территории РСФСР были введены в действие "в части, не противоречащей... законодательным актам Российской Федерации, принятым после 12 июня 1990 года" <2>, что создало перед правоприменительными органами, физическими и юридическими лицами проблемы соотнесения правил Основ 1991 г. с законодательными актами, принятыми как до, так и после указанной даты <3>. Обычно было принято, что прежнее законодательство применяется в части, не противоречащей новому закону, но Основы 1991 г. не должны были применяться в части, противоречащей ранее принятым актам РСФСР (с 12 июня 1990 г. до 31 мая 1991 г., когда они были приняты). Некоторые акты РФ, которым не должны противоречить Основы, были приняты на более раннем этапе развития реформы гражданского права и содержали положения, не одобренные разработчиками Основ 1991 г. Алогичность Постановления от 14 июля 1992 г. заключалась и в том, что де-факто Основы 1991 г. были признаны законодательным актом РФ (как бы принятым 12 июня 1990 г.!). Например, Постановлением Верховного Совета РФ от 3 марта 1993 г. N 4604-1 было установлено, что п. 4 ст. 153 Основ 1991 г. о том, что вклады граждан в банках наследуются по общим правилам, на территории Российской Федерации не применяется по отношению к вкладам граждан в Сберегательном банке Российской Федерации. -------------------------------- <2> О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы: Постановление Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 30. Ст. 1800. <3> Более подробно об этом см.: Иванов А. А. Проблемы введения в действия Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик // Правоведение. 1993. N 1. С. 66 - 71.
Главное то, что Основы 1991 г. потеряли свой статус "основ", поскольку центральной задачей Основ гражданского законодательства было разграничение законодательной (правотворческой) компетенции Союза ССР и союзных республик в регулировании имущественных отношений, составляющих предмет гражданского права. Основы гражданского законодательства производили разграничение объема гражданско-правового регулирования имущественных и неимущественных отношений между Основами гражданского законодательства, с одной стороны, и гражданскими кодексами союзных республик - с другой, что обеспечивало единство важнейших гражданско-правовых институтов и вместе с тем давало возможность подробно урегулировать отдельные виды имущественных и неимущественных отношений с учетом особенностей их развития в союзных республиках. Несмотря на федеративное устройство России, вопросы регулирования гражданских отношений относились к исключительной компетенции Федерации, поэтому центральная функция разграничения объема гражданско-правового регулирования отпадала сама собой. Основы 1991 г. стали рядовым законодательным актом, в настоящее время утратившим силу в области регулирования наследственных отношений в связи с принятием и введением в действие с 1 марта 2002 г. части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации, но став последним памятником советского гражданского права.
------------------------------------------------------------------
Название документа