Правомерно ли привлечение российской организации, являющейся крупнейшим налогоплательщиком, к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в связи с представлением сведений о доходах физических лиц (работников головной организации) по форме 2-НДФЛ в налоговый орган по месту своего нахождения, а не в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика?

Ответ: Исходя из позиции налоговых органов привлечение российской организации, являющейся крупнейшим налогоплательщиком, к ответственности по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ в связи с представлением сведений о доходах физических лиц (работников головной организации) по форме 2-НДФЛ в налоговый орган по месту своего нахождения, а не в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, является правомерным. Противоположную точку зрения организации, вероятно, придется отстаивать в судебном порядке.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

Согласно пп. 4 п. 3 ст. 24 НК РФ на налогового агента возложена обязанность представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

Согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Пунктом 1 ст. 126 НК РФ установлена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения.

Организации, относящиеся к крупнейшим налогоплательщикам, также подлежат постановке на налоговый учет в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (абз. 3 п. 1 ст. 83 НК РФ, п. 1 Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, утвержденных Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н).

В п. 2 ст. 230 НК РФ не уточняется, в какой налоговый орган следует представлять сведения о доходах физических лиц, если организация - налоговый агент относится к крупнейшим налогоплательщикам.

При этом нормативные правовые акты Минфина России, в силу п. 1 ст. 1 НК РФ, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

По мнению ФНС России, для организаций, отнесенных к категории крупнейших налогоплательщиков, сведения о доходах физических лиц - работников головной организации представляются в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Данные разъяснения содержатся в Письме ФНС России от 28.03.2011 N КЕ-4-3/4817.

Вместе с тем точка зрения налоговых органов не совпадает со сложившейся судебной практикой.

Так, в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 27.04.2012 N А27-10760/2011, от 09.04.2012 N А27-8884/2011, признавая неправомерным привлечение общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в связи с непредставлением в установленный срок в инспекцию сведений о доходах физических лиц, судьи пришли к выводу о том, что нормами налогового законодательства не установлена обязанность налогового агента направлять сведения о доходах физических лиц только по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. В связи с этим представление сведений в установленный законом срок в инспекцию по месту нахождения общества не может рассматриваться в качестве совершения налогового правонарушения.

При этом судьи учли правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 08.11.2005 N 438-О, согласно которой НК РФ не разграничивает компетенцию налоговых органов, их полномочия должны осуществляться с надлежащей степенью взаимодействия, с тем чтобы исключить возможность проведения параллельных контрольных процедур и, как следствие, возложения на крупнейших налогоплательщиков дополнительных обременений, связанных с выполнением требований сразу нескольких налоговых органов.

В связи с направлением обществом в установленный законом срок сведений о доходах физических лиц в инспекцию по месту своего нахождения отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 126 НК РФ.

Таким образом, исходя из позиции налоговых органов привлечение российской организации, являющейся крупнейшим налогоплательщиком, к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в связи с представлением сведений о доходах физических лиц (работников головной организации) по форме 2-НДФЛ в налоговый орган по месту своего нахождения, а не в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, является правомерным. Противоположную точку зрения организации, вероятно, придется отстаивать в судебном порядке.

М. И.Дедусова

ООО "Юридическая компания

"Налоговая помощь"

03.08.2012