Социально-правовые аспекты функционирования залов игровых автоматов

(Панов С. Л.) ("Право и политика", 2006, N 10) Текст документа

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗАЛОВ ИГРОВЫХ АВТОМАТОВ

С. Л. ПАНОВ

Панов Сергей Леонидович - канд. юрид. наук, доцент Омской академии МВД России.

Игорный бизнес как вид легальной предпринимательской деятельности появился в стране в начале 90-х годов прошлого века. Его развитие было достаточно "бурным" и носило во многом стихийный характер. На сегодняшний момент игорные заведения существуют практически во всех субъектах Российской Федерации. Сейчас очевидно, что игорный бизнес постепенно перешел из состояния "полуподпольного" оказания услуг в сферу легального вида экономической деятельности. В настоящее время это быстро развивающаяся и одна из самых прибыльных сфер услуг российской экономики. К сожалению, за этими изменениями не в полной мере поспевает "игорная" политика государства <1>. -------------------------------- <1> См.: Оганезов Н. Р. Правовое регулирование игорного бизнеса. М.: Феникс, 2005.

Аналитики предсказывают, что Россия в скором времени опередит многие страны мира по развитию игорной индустрии, которая будет одним из наиболее динамично развивающихся видов предпринимательской деятельности в течение последующих пяти-семи лет. Такое предположение обусловлено прежде всего открытостью рынка игровых услуг, склонностью части населения к азартным играм, желанием последних тратить на игру наличные деньги и в значительном количестве, относительно небольшим сроком, прошедшим со времени появления в стране игорных заведений, а также недостаточно урегулированным законодательством в указанной сфере предпринимательской деятельности <2>. -------------------------------- <2> См.: Клеандров М. Азартные игры и арбитражный судья // Российский судья. 2003. N 11.

Трудно не согласиться с тем, что игорный бизнес в России является не только одним из "серьезных" плательщиков налога в бюджет, но и выступает в роли работодателя для определенного количества граждан. Сегодня в этой сфере занято более 400 тысяч человек, а общие налоговые поступления от компаний, работающих в игорном бизнесе в 2006 году, по мнению экспертов, превысят 6 - 7 млрд. рублей <3>. -------------------------------- <3> См.: Ларина С. Сегодня и вчера игорных заведений // Московский бухгалтер. 2005. N 1. С. 7 - 9.

Очевидно, что государство, признавая игорную индустрию как один из видов предпринимательской деятельности, несет ответственность за цивилизованное существование и дальнейшее успешное ее развитие. В силу специфики данной отрасли предпринимательства естественным является достаточно "жесткое" отношение со стороны государства к вопросу организации и осуществления игорного бизнеса <4>. -------------------------------- <4> См.: Денисов Д. "Застолбим" Россию? // Бизнес-журнал. 2004. N 25. С. 11 - 12.

Отсутствие надлежащего диалога между государством и предпринимателями о проведении единой государственной политики (концепции) в сфере игорного бизнеса; неэффективно работающая система надзора за деятельностью игорных заведений; отсутствие установленных единых правил проведения азартных игр, системы защиты отдельных категорий граждан (например, несовершеннолетних и пенсионеров), от вовлечения в игру; процедуры получения выигрыша, с одной стороны, "серьезно" препятствуют законопослушным предприятиям игорной сферы эффективно работать, а с другой - вызывают часто обоснованные претензии со стороны представителей власти, контролирующих органов и клиентов на местах <5>. -------------------------------- <5> См.: Орлова Н. А. Преступления в сфере предпринимательской деятельности как объект криминологического исследования // Российский следователь. 2004. N 7. С. 33 - 36; Дерюга Н. Пределы правового регулирования азартных игр // Российская юстиция. 1998. N 6. С. 28 - 30.

К сожалению, игорный бизнес в России сегодня продолжает оставаться не в полной мере законодательно урегулированной отраслью предпринимательства. До сих пор не принят закон, который бы регламентировал собственно игорный бизнес. Очередной проект Федерального закона "О деятельности по организации и проведению азартных игр и пари и производству игрового оборудования", внесенный на рассмотрение в Государственную Думу РФ в 2005 г. депутатами Драгановым В. Г., Лазаревым Г. Г., отклонен и его дальнейшая судьба неясна. Кроме того, в течение почти полутора лет (с октября 2004 по 31 декабря 2005 гг.) ситуация с лицензированием игорного бизнеса была не отрегулирована <6>. Одно время лицензированием занимался Госкомспорт РФ (ныне - Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму). Но в силу осуществления несвойственной функции и отсутствия необходимых штатных единиц данная структура перестала выдавать разрешения на игорный бизнес, что, как ни странно, не мешало все это время появлению в отдаленных от центра территориях значительного количества казино, залов игровых автоматов (ЗИА). -------------------------------- <6> С 1 января 2006 года лицензирование игорного бизнеса находится в ведении Министерства финансов РФ.

По данным информационной системы Российской ассоциации развития игорного бизнеса (РАРИБ), выгоднее всего в настоящее время оказалось развитие предпринимательства, связанного с эксплуатацией игровых автоматов, дающего самый высокий коэффициент полезного действия из всех игр индустрии азарта. На конец 2004 г. в стране функционировало более 12 тыс. игровых залов, в которых было размещено около 315 тыс. игровых автоматов. 80% игорного рынка - мелкие операторы с одиночными залами или небольшими сетями залов, 13% - средние сети, 7% - крупные региональные и федеральные сети. Максимальный прирост рынка (113%) был зафиксирован в 2004 году: тогда было установлено 170 тыс. штук новых игровых автоматов - в 2 раза больше, чем в 2003 году. По прогнозам специалистов к началу 2006 г. в России будет работать около 500 тыс. игровых автоматов <7>. -------------------------------- <7> См.: Белоцерковский Б. Казино и игровые автоматы перестают быть азартной игрой // Коммерсантъ. 24.02.05; http://www. info@miol. ru. 22.12.2005.

Игровые автоматы оказались востребованы россиянами. Причем настолько, что этот рынок получил самое динамичное развитие по сравнению с другими (казино, тотализатор, лотерея и др.) сегментами индустрии азартных игр. При этом развитие рынка игровых автоматов в настоящее время продолжается в основном за счет регионов. Практически ушли со сцены "детские" аппараты, те, что вытаскивали мягкие игрушки краном, а вместо них появились целые системы "одноруких бандитов" ("Вулкан", "Столбик", "Башня" - аппараты с примитивной программой, принимающие пятирублевые монеты, считающиеся, по мнению экспертов, самыми "недобросовестными" машинами, и др.). В основном аппараты типа "Столбик" покупают или берут в аренду частные предприниматели - хозяева и арендаторы многочисленных торговых павильонов, стремящиеся извлечь из квадратного метра площади максимум прибыли. В отличие от игорных залов, где автоматы "привязаны" к помещениям, "Столбики" мобильны, их можно легко перемещать с места на место, "уводя" от налогового учета. Кроме того, в отличие от классических автоматов, "Столбик" не требует от "клиента" даже освоения игровой панели - достаточно бросить в прорезь пятирублевую монету (или несколько монет) и ждать, когда выпадет счастливая комбинация цифр. Распространению "Столбиков" способствовала также небольшая цена, простота обслуживания и высокая рентабельность бизнеса. Игровые автоматы в настоящее время установлены повсюду: на остановках, возле магазинов и в торговых залах (в особенности продовольственных - куда нередко родители посылают за покупками именно детей, которые в свою очередь являются основными "поставщиками" прибыли "одноруких бандитов"), пешеходных переходах, на рынках, нередко в жилых домах, вблизи детских садов, учебных заведений, стадионов и даже аптек <8>. -------------------------------- <8> См.: Киселев В. Е. Сколько сторон у автомата // Учет, налоги, право. 2004. N 36. сент.

С небольшого игрового зала со стандартным набором в 10 - 12 таких аппаратов даже в самый "мертвый" день доходы могут составлять до 20 тысяч рублей. Стоимость игрового автомата колеблется от 400 до 8000 долларов, а доход своим хозяевам они могут приносить более 3 тысяч рублей в сутки. А вообще ежедневная выручка в "удачном" салоне варьируется от 30 до 100 тысяч рублей <9>. -------------------------------- <9> См.: Панов С. Л. Игромания и преступность: проблемы взаимосвязи // Психопедагогика в правоохранительных органах: научно-практический журнал. Омск: Омская академия МВД России, 2005. N 1 (23). С. 82 - 84; Шеленков С. Н. Некоторые вопросы ведения игорного бизнеса: возможные проблемы и пути их разрешения // http://www. RBCdaily. ru. 2004. 1 апр.

Многие владельцы игровых залов - неплохие "психологи" и исподволь или прямо "оценивают" своих посетителей, чтобы максимально угодить их желаниям, ведут статистику, учет и анализ их игры (в этом и заключается в принципе суть игорного бизнеса). Случайный посетитель легко превращается в "завсегдатая" правильным подбором игровых автоматов. Большинство новичков идут к "колесным" игровым автоматам, бывалые и опытные игроки предпочитают "Видеопокер". Количество игровых автоматов в зале должно быть достаточным, чтобы ни один из них не собирал очередь. Низкие минимальные ставки привлекают дополнительных посетителей, но уменьшают размер возможной прибыли. Высокие ставки приносят больше доходов владельцу заведения, но отпугивают небогатых клиентов. Поэтому в одном заведении совмещают игровые автоматы с разными минимальными ставками. Чем игровой автомат популярнее, тем сумма, остающаяся владельцу, больше. Личность игроков тщательно изучается представителями игорного бизнеса, и естественно, не в силу бескорыстных интересов и помощи патологическим игрокам. Так, в последние годы некоторые объекты игорного бизнеса стали своего рода лабораториями, где изучается поведение посетителей и ничто не делается случайно. Имеет значение все - начиная от температуры воздуха и заканчивая цветом игральных автоматов (вплоть до добавления к воздуху в помещениях чистого кислорода, чтобы игроки "подольше не засыпали"). Расположенные в конце ряда "однорукие бандиты", как правило, окрашены в яркий, преимущественно красный цвет, и чаще других награждают игроков скромными выигрышами (такая тактика повышает желание людей продолжать игру). Звуковая атмосфера в заведении тщательно контролируется - посетители практически постоянно слышат греющий сердце звук сыплющихся монет. Даже кнопки "одноруких бандитов" сделаны так, чтобы у игрока возникало ощущение, что он контролирует процесс, в то время как на самом деле им управляет электронный генератор случайных чисел. В большинстве регионов страны многочисленные "игорные точки" нередко находятся в ведении людей без серьезного профессионального уровня подготовки в сфере игрового бизнеса, готовых ради прибыли нарушать требования, установленные нормативными источниками (постановлениями Правительства РФ, приказами и инструкциями <10>), не говоря уж о моральных принципах. Зачастую персонал таких заведений вместо разъяснения "заигравшемуся" посетителю вовремя остановиться в игре навязывает иллюзию обходительности, уговаривает на "принятие спиртных напитков", стараясь разорить клиента по максимуму, в том числе "не брезгуя" в качестве оплаты принимать вещи, драгоценности, часы, сотовые телефоны и иные материальные ценности (часть которых "добыты" клиентами в результате краж и вымогательств у близких и знакомых, грабежей и разбоев на улице <11>). -------------------------------- <10> См.: Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений" (в ред. от 10.01.2003 N 15-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 167; Постановление Правительства РФ от 15 июля 2002 г. N 525 "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений" // СЗ РФ. 2002. N 29. Ст. 2964. <11> См.: Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Криминология и проблемы криминализации // Журнал российского права. 2004. N 12. С. 23.

Многие граждане страны (в первую очередь несовершеннолетние - на примере "жизни" своих родителей) видят: можно много и хорошо работать и быть почти нищим. А игровой автомат - это как воплощение вечной мечты о внезапном богатстве. Человек не делает в принципе ничего плохого - и при этом имеет "шанс разбогатеть". Но на самом деле любой выигрыш в автомате - это чей-то проигрыш, чье-то горе. Владелец же автомата (зала или казино) всегда в выигрыше <12>. -------------------------------- <12> См.: Свистунова Н. Игры без рекламы // Московский бухгалтер. 2004. N 11. С. 14 - 15; Лаврус В. С. Азарт, вероятность, реклама. М.: НиТ, 2001.

По мнению экспертов, практических работников органов внутренних дел, в ряде регионов активизация уличной преступности (в первую очередь подростковой и молодежной) связана с бесконтрольным установлением в различных точках населенного пункта игровых автоматов <13>. Они вызывают большой интерес у местных подростков и молодежи, которые даже стоят в очередях, чтобы сыграть на деньги. Однако, чтобы провести сеанс игры, подросткам необходимы деньги. Поскольку своих накоплений у них немного, они решаются на различные корыстно-насильственные преступления: кражи, вымогательства, грабежи и разбои. В качестве своих жертв выбирают женщин, пенсионеров, подкарауливая их возле магазинов, у рынков или почтовых отделений, где идет выплата пенсий; отбирают сумки с деньгами, а иногда и избивают. Значительное количество имущественных преступлений совершается и в отношении сверстников по месту жительства, досуга, учебы, у которых отбираются карманные деньги, сотовые телефоны, иные вещи, которые можно сразу же продать, а на вырученные деньги сыграть с "одноруким бандитом". В ряде случаев деньги на игру добываются так называемыми "металлическими" преступлениями, когда подростки за мизерные деньги в пунктах приема реализуют украденные колодезные крышки, электрические провода и др. -------------------------------- <13> См.: Преступное поведение (новые исследования): Сборник научных трудов / Под общей ред. проф. Ю. М. Антоняна. М.: ВНИИ МВД России, 2002; Преступность как она есть и направления антикриминальной политики / Под ред. проф. А. И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2004.

К сожалению, по закону за происходящие публично неоднократные попытки несовершеннолетних разбогатеть у игрового автомата никто не несет фактически никакой ответственности. В последние несколько лет в связи с обострением конкуренции в игорном бизнесе владельцы игровых залов вынуждены в погоне за прибылью (идет настоящая "охота" на каждого клиента) закрывать глаза на возраст посетителей, а следовательно, тенденция к расширению участия в играх лиц, не достигших возраста 18 лет, только укрепится. В настоящее время игра на автоматах перестает быть заурядным развлечением, нередко оборачивается психическими расстройствами, семейными трагедиями, самоубийствами. Игромания опосредованно связана с совершением насильственных преступлений на семейно-бытовой почве в силу психических расстройств, вызванных увлечением систематическим и проигрышем немалых денежных сумм (избиение и побои близких, вымогательства и кражи у них денег на игру). Проигравший на автоматах человек становится агрессивным, и выигрыш другого игрока воспринимает как личное оскорбление. Ему кажется, что выигравший забрал именно его деньги, которые он сам просто не успел взять. Отсюда возможны различные межличностные конфликты: оскорбления, уличные драки, акты хулиганства и вандализма, причинение вреда здоровью окружающих и другие <14>. -------------------------------- <14> См.: Либерман Л. М. Анатомия игровой зависимости // Журнал прикладной психологии. 2004. N 4/5. С. 28 - 30.

В настоящее время должностные лица Министерства финансов РФ (как, впрочем, служащие органов исполнительной власти, работники контролирующих структур) не могут с определенной уверенностью назвать точное число функционирующих залов игровых автоматов (например, органы внутренних дел подобными заведениями начинают интересоваться только в том случае, если с ними связан какой-то криминал), а также количество используемого игрового оборудования. В последнее время в средствах массовой информации высказываются мнения (отдельных граждан, сотрудников правоохранительных органов, чиновников) о том, чтобы государство пошло на "решительный шаг" и волевым порядком запретило функционирование залов игровых автоматов (как это было сделано, например, в Чеченской Республике), а следовательно, с принятием такого решения отпала бы надобность в реагировании на негативные процессы вокруг игорного бизнеса и введении закона, регулирующего такого рода предпринимательскую деятельность. В связи со сказанным назрела необходимость в проведении социально-криминологических исследований с целью выявления степени серьезности и опасности проблемы нецивилизованного существования и развития игорного бизнеса (в том числе возникновения у отдельных граждан игровой зависимости - лудомании) в обществе и ореола распространения данного явления в отдельных регионах страны (в том числе проблем, связанных с фактически бесконтрольным открытием залов игровых автоматов), а также принятия нормативно-правовых актов (в частности, закона "О функционировании игорных заведений"), регламентирующих деятельность в сфере организации игорного бизнеса (получение лицензии, осуществление контроля над игровым процессом, обеспечение безопасности заведений и их клиентов, выявление контрафактной продукции и т. д.) и устанавливающих единые требования и принципы такого вида предпринимательства. С этой целью кафедрой криминологии и профилактики преступлений Омской академии МВД России проводится исследование по проблемам, связанным со стремительным увеличением в Омской области количества игорных заведений (в частности, ЗИА), а также вовлечением в игроманию подрастающего поколения. В ходе исследования проведено анкетирование жителей города Омска, не играющих в азартные игры вообще или имеющих небольшой опыт такого рода увлечений. Опросу подвергались граждане разного пола, возраста, рода занятий, материального и служебного положения. В ходе опроса 674 респондентов было установлено, что 46,2% опрошенных отрицательно относится к азартным играм на деньги; 31,7% - равнодушно к такого рода времяпрепровождению; 12,1% - положительно воспринимает указанный вид предпринимательской деятельности. Каждый третий из опрошенных считает, что участие в азартных играх обусловлено желанием "разбогатеть" за счет "выигрышной удачи"; 22,2% респондентов полагают, что участие в игре вызвано "чувством азарта"; 15,7% опрошенных видят в этом способ проведения свободного времени, а 16,6% - наоборот, считают это увлечение бесполезной тратой времени; 5,3% - полагают, что если у играющего есть чувство меры в азартной игре, тогда это такой же вид досуга, как спортивные состязания или поход в кино. Азартные игры являются одним из видов аморального поведения - так считают 13,1% респондентов. Заслуживает внимание то факт, что только 6,2% опрошенных граждан увидели пользу от организации азартных игр как источника пополнения доходов в бюджет региона. Большинство омичей (65,8%) считает, что игромания - это не болезнь, а "слабость" характера; ряд респондентов (21,3%) называет ее вредной привычкой, одним из пороков общества, и только 5,3% опрошенных относят азартное увлечение к болезненной зависимости. 66,7% респондентов уверено, что в подавляющем числе к игре пристращаются азартные люди; 23,7% опрошенных к категории игроманов относят лиц из числа малоимущих граждан (играющих с целью "разбогатеть" или поправить свое материальное положение, например подростки, лица пенсионного возраста); каждый четвертый (25,2%) полагает, что опасности болезненного увлечения игрой подвержены дети и подростки, находящиеся без должного контроля; 21,1% к такой категории граждан относят обеспеченных людей, тратящих "свободные" деньги. Почти половина респондентов видит опасность чрезмерного увлечения игрой в проигрыше значительных денежных сумм, превышающих доходы и (или), приобретении патологической зависимости от игры (44,5% и 47,4% соответственно). Каждый четвертый опрошенный полагает, что чрезмерное увлечение игрой приводит к совершению правонарушений (преступлений) с целью получения средств на игру. Участие в азартных играх, по мнению 17,2% респондентов, приводит к потере работы, семьи. О необходимости законодательного регулирования игорного бизнеса высказалось 71,1% опрошенных граждан. 15,3% респондентов полагали, что такой закон функционирует. Подавляющее большинство граждан (67,2%) ратует за то, чтобы участие в азартных играх принимали только лица, достигшие 18-летнего возраста. 14,3% респондентов ответили, что ограничение по возрасту может быть установлено в зависимости от вида азартных игр, а 6,1% опрошенных граждан отдали право на установку возрастных ограничений владельцам игорных заведений. Тем не менее высок процент из числа опрошенных лиц (12,5%), считающих, что в азартные игры может играть по желанию любой человек. Полагаем, что большинство респондентов, ратующих за возможность участвовать в играх лицам младше 18 лет, речь ведут об игре на аппаратах типа "Столбик" или "Кран-машина". Более 60% опрошенных с уверенностью заявляет, что нереально оставаться постоянно в выигрыше в игре на автоматах. Кроме того, 32,1%, не исключая возможность везения в игре, все-таки полагают, что оно является временным. Только 1,4% опрошенных лиц уверены в возможности регулярно выигрывать у автомата. Отвечая на вопрос о числе залов игровых автоматов в городе, 57,8% считают, что на территории мегаполиса их открыто больше необходимого; 31,4% полагает, что их количество соответствует потребностям посетителей, а 2,3% респондентов желали бы увеличения числа игровых залов. Заслуживает внимания тот факт, что 11,2% респондентов затруднились ответить на данный вопрос. Полагаем, что такая позиция каждого десятого гражданина из числа опрошенных связана с отсутствием у последних практики участия в азартных играх. Подавляющее меньшинство опрошенных лиц (6,5%) полагает, что залы игровых автоматов могут располагаться в любом общественном месте (торговые точки, рынки, иные общественные места). Большинство опрошенных негативно относится к размещению игровых автоматов в магазинах (76,83%), в подземных переходах (69,5%) и на рынках (46,03%), а также к размещению в жилых домах (64,32%). Каждый из шести опрошенных граждан предлагает размещать залы игровых автоматов вне городской черты, а 83,6% респондентов заявило, что игровые автоматы должны функционировать только в специализированных заведениях (казино, развлекательные центры и иные). Скорее нет, чем да, или категорично нет (41,1% и 44,3% соответственно) заявили респонденты, отвечая на вопрос: соответствуют ли, по Вашему мнению, установленным стандартам игровые аппараты (размер выигрыша в них не должен быть менее 75%), размещенные в различных торговых точках, вокзалах, иных общественных местах? Безоговорочно доверяют владельцам игровых залов и считают, что они осуществляют свой бизнес в соответствии с требованиями, установленными нормативно-правовыми актами, только 6,4% опрошенных, а 8,1% респондентов сомневаются в "честности" игровых автоматов. 46,2% респондентов желали бы, чтобы залы игровых автоматов функционировали только в ночное время; 26,7% согласны на установление определенного времени открытия и закрытия таких заведений; с круглосуточным режимом работы согласны 16,6% граждан, участвующих в опросе, и 12,4% полагаются на усмотрение владельцев игровых залов. Мнение граждан, отдавших предпочтение "ночному" функционированию залов игровых автоматов, на наш взгляд, можно объяснить желанием последних хотя бы каким-то образом оградить детей и подростков от дневного времяпрепровождения в таких заведениях, от пропусков занятий в школе. Примерно поровну распределились ответы респондентов (39,1% и 40,6% соответственно), которые считают, что контролировать игорный бизнес должны специально созданная организация или органы внутренних дел. Почти треть опрошенных граждан (29,6%) отводит роль контролирующей структуре - налоговым органам и 15,4% доверили бы эту функцию органам местного самоуправления. Радует тот факт, что только 2,6% респондентов не видят необходимости вообще никакого контроля над деятельностью игорных заведений. Усматривают опасность связи существования (развития) нецивилизованного и неконтролируемого игорного бизнеса с преступностью 53,4% респондентов; 33,8% уверены, что такие заведения занимаются укрытием налогов, а 50,4% опрошенных предполагают, что в игровых залах обманывают посетителей. 23,6% граждан усматривают в существовании бесконтрольных игровых залов угрозу для подрастающего поколения, связанную с вовлечением в азартные игры детей и подростков. В качестве возможных мер цивилизованного развития игорного бизнеса в области 27,4% респондентов назвали повышение качества обслуживания посетителей казино, залов игровых автоматов; улучшение условий для игры и отдыха клиентов, создание атмосферы комфорта и доброжелательности. 30,8% опрошенных граждан связывают стабильность в игровой сфере с повышением общей культуры игроков. 15,1% жителей высказались за необходимость введения в штат игорных заведений должности специалиста-психолога, занимающегося проблемами, связанными с патологическим увлечением игрой отдельных посетителей. По вопросу анкеты "Считаете ли Вы необходимым на государственном уровне принять решение о "полном" запрете игорного бизнеса или его отдельных видов - например, развитие сетей игровых автоматов?" мнения респондентов распределились следующим образом: 20,1% опрошенных считают, что запрет не приведет к исчезновению игровых автоматов, которые просто станут работать "тайно" ("теневой бизнес"). 24,1% респондентов ответили, что нужно полностью запретить организацию азартных игр на деньги. 42,2% опрошенных граждан считают возможным существование в стране заведений по организации азартных игр, но при обязательном лицензионном, налоговом и других видах контроля над их деятельностью со стороны государства. 5,3% граждан выразили мысль о том, что разрешать или нет функционирование игорных заведений на территории различных субъектов Российской Федерации должны местные органы самоуправления исходя из сложившейся обстановки в данной сфере предпринимательской деятельности. Около 7% граждан выступает против запрета такого вида предпринимательской деятельности в силу того, что сократится сумма налоговых поступлений от игорной сферы в бюджет государства, а без работы останутся граждане, задействованные в настоящее время в игорном бизнесе (операторы, охранники). На основании проведенного опроса граждан по проблеме развития игорного бизнеса (речь идет в первую очередь об организации и функционировании залов игровых автоматов) в области можно сделать определенные выводы, а именно: 1. Большинство опрошенных омичей негативно относится к повальному увлечению отдельных категорий граждан (в первую очередь несовершеннолетних и молодежи, пенсионеров) различными видами азартных игр. 2. Опросы респондентов показали, что азартные игры пользуются большей поддержкой у молодежи, людей высокого уровня доходов, а также лиц, работа которых связана с "наличностью" (банкиры, работники торговли, таксисты и др.). 3. Современное состояние игрового бизнеса и его законодательное регулирование у значительного количества опрошенных граждан вызывает определенные опасения и необходимость изменения такого положения. 4. По мнению респондентов, в настоящее время крайне необходимо выстраивать прозрачную систему взаимодействия бизнеса и государства с четкими, нормативно закрепленными правилами поведения на игорном рынке (в частности, необходимо принятие закона, регламентирующего функционирование игорных заведений: порядок лицензирования и работы игорных заведений, налоговых отчислений, обеспечение безопасности и т. д.). 5. Согласно высказываниям большинства респондентов, если в ближайшее время не остановить бесконтрольный и безудержный рост нецивилизованного игорного бизнеса и развитие на данной почве игромании, то скоро страна будет иметь сотни тысяч зависимых граждан. 6. Моральный аспект восприятия азартных игр - одна из важных проблем, интересующих респондентов, которые считают, что неконтролируемый игорный бизнес наносит ущерб основе основ цивилизованного общества - установке, что человек может стать счастливым, обеспеченным и уважаемым в обществе исключительно благодаря добросовестному и продуктивному труду, а не в результате случайного выигрыша в казино, зале игровых автоматов. Анализ данных, полученных по результатам опроса граждан, по нашему мнению, не должен приводить к выводам о немедленном и повсеместном закрытии ночных клубов, казино, сети игровых залов. Речь идет лишь о дальнейшем развитии цивилизованного, основанного на соответствующей законодательной базе игорного бизнеса, а также выработке путей решения проблем, связанных с негативными сторонами (в частности, проблемы игровой зависимости, вовлечения в орбиту игры детей и подростков, обеспечения безопасности заведения и клиентов и т. д.) и криминализацией данного вида предпринимательской деятельности. С целью наведения порядка в сфере функционирования залов игровых автоматов необходимо проведение ряда мероприятий (правовых, организационно-управленческих, иных), а именно <15>: -------------------------------- <15> См.: Закон г. Москвы от 23 ноября 2005 года "О размещении объектов игорного бизнеса на территории города Москвы"; Султанов Р., Туктамышева О. Игорный бизнес: налоговые, юридические и бухгалтерские аспекты. СПБ.: Питер, 2005.

1. Проведение пилотажных социально-криминологических, медицинских и иных исследований с целью выявления степени серьезности и опасности проблемы игромании в обществе и ореола распространения данного явления в стране (в том числе проблем, связанных с нецивилизованным функционированием залов игровых автоматов). 2. Принятие необходимых нормативно-правовых актов (в частности, закона "О деятельности игорных заведений"), регламентирующих предпринимательство, связанное с организацией игорного бизнеса (получение лицензии, осуществление контроля над игровым процессом, соблюдение возрастных ограничений, выявление контрафактной продукции и т. д.) и устанавливающих единые требования и принципы такого вида бизнеса. 3. Решение вопроса о передаче функции по лицензированию объектов игорного бизнеса от федеральных органов исполнительной власти страны к соответствующим структурам на местах. 4. Принятие необходимых мер (организационных, нормативно-правовых, информационных) по оптимизации налогообложения предприятий сферы игорного бизнеса. 5. Создание по решению органов местного самоуправления специальных комиссий, состоящих из специалистов заинтересованных структур (чиновников, представителей налоговых и правоохранительных органов, работников здравоохранения, специалистов в области стандартизации и сертификации продукции, представителей общественных организаций и др.) по оценке ситуации с функционированием игорного бизнеса и принятию решений по улучшению работы указанной сферы предпринимательской деятельности. 6. Создание центрального органа сертификации (а также аналогичных структур на местах) игровых автоматов, включающего наблюдательный совет, апелляционную комиссию, собственно орган по сертификации - лаборатории, в которых порядок проведения сертификации будет строго конфиденциален, и иметь гарантию сохранения коммерческой тайны. 7. Размещение игорных заведений в отдаленности от детских, общеобразовательных, спортивных, медицинских, культовых учреждений (последние нужно не только убирать с улиц, но и переносить эти заведения из "спальных районов" в центр, от мест проживания - в офисное и деловое пространство, где их легче и эффективнее контролировать). 8. Концентрация большинства игровых автоматов в игорных заведениях (залах), с возможностью широкого использования ограничений или запретов для посетителей, прежде всего, не достигших установленного возраста, находящихся на "контроле" заведения, в нетрезвом состоянии, с явными признаками психических заболеваний и других категорий игроков. 9. На уровне администраций различных территориальных образований страны рассмотрение вопросов, связанных с разработкой обоснований по установке норм по предельно допустимому количеству игорных заведений в каждом административном округе, а также принятием законодательных решений об установлении графиков их работы с целью упорядочивания организации и проведении азартных игр в указанных заведениях. 10. Установка в игровых залах наглядной ненавязчивой агитации с целью просвещения посетителей о пагубности чрезмерного увлечения игровыми автоматами, рассчитанной в первую очередь на молодых, излишне азартных людей. 11. Проведение конференций, круглых столов, совещаний по проблемам развития цивилизованного игорного бизнеса, вопросам налогообложения и лицензирования, безопасности игорных заведений и их клиентов и др. 12. Проведение местными органами власти регулярных комплексных проверок ЗИА (в первую очередь небольших залов) с привлечением представителей налоговых органов, сотрудников органов внутренних дел по противодействию преступлениям в сфере экономики, специалистов государственной инспекции по надзору за государственной стандартизацией и обеспечению единства измерений и других. 13. Создание специальных сайтов и форумов в Интернете, опубликование статей в СМИ, рассказывающих общественности о возможных последствиях чрезмерного увлечения азартными играми; возможностях получения профессиональной психологической помощи и т. д. 14. Использование зарубежного опыта, в частности игорных заведений Лас-Вегаса (США), по организации и проведению азартных игр. Указанные меры не являются исчерпывающими, но они, безусловно, смогут сыграть позитивную роль в дальнейшем развитии цивилизованного игорного бизнеса, в котором один из активных участников - посетитель - может рассчитывать не только на приятное времяпрепровождение в зале игровых автоматов, но и на получение определенного (установленного и закрепленного в законодательном порядке) выигрыша.

------------------------------------------------------------------

Название документа